И.Н. БАГИНСКИЙ: ДВА РЕГУЛЯТОРА В СЕКТОРЕ КРЕДИТНОЙ СЕЛЬХОЗКООПЕРАЦИИ – НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

25–26 августа в Санкт-Петербурге, в рамках Международной агропромышленной выставки-ярмарки «АГРОРУСЬ 2015», состоится III Всероссийский съезд сельских кооперативов. В преддверие форума публикуем статью председателя Союза сельских кредитных кооперативов, генерального директора Фонда развития сельской кредитной кооперации И.Н. Багинского, посвященную важным законодательным новациям в сфере сельской кредитной кооперации.

Новые полномочия

С 1 июня вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». С этого момента Банк России наделен полномочиями по регулированию и надзору за сектором сельских кредитных кооперативов.

Среди важных моментов, на которые нужно обратить внимание:

- Банк России получил право издавать нормативная акты, которые регулируют деятельность сельхозкооперативов (указания, инструкции и иные нормативная акты).

- Банк России будет вести государственный реестр СКПК. Важно, что для включения в реестр СКПК не потребуется предоставлять какие-либо документы, информация будет автоматически обрабатываться из данных ЕГРЮЛ.

- Банк России будет осуществлять надзор. Сейчас это будет происходить на основе общих положений из закона, но в ближайшем будущем модель скорректируется в связи с работой саморегулируемых организаций (СРО), которые получат ряд полномочий от регулятора.

- Банк России будет проводить плановые проверки. В ЦБ РФ подчеркивают, что сейчас регулятор использует подход с рискориентированным надзором. То есть, если регулятор видит, что кооператив не является крупным игроком с точки зрения активов, не несет системных рисков, и нет вопросов к его деятельности из данных отчетов, тогда проводить проверку не обязательно. 

- Банк России получил право обращаться в суд с требованием о ликвидации СКПК, если кооператив не ведет деятельность, не исполняет предписание и т. д.

- Банк России контролирует деятельность СКПК по выполнению требований к расчету и публикации полной стоимости займов. 

- Закон вносит важные изменения в части возможности привлечения СКПК бюджетных средств. До этого сельхозкооперативы не могли получать кредиты из муниципальных, региональных, областных фондов для предоставления займов малому и среднему бизнесу.

- У СКПК появилось право сдавать отчетность регулятору через любое объединение. Это может быть СРО, ревизионный союз, кооператив второго уровня, ассоциация СКПК. Для этого кооператив должен уведомить ЦБ о той организации, через которую будет сдаваться отчетность.

- Для СКПК установлены семь финансовых нормативов. Почти все они достаточно комфортны, тем более, что у СКПК будет два года, чтобы привести свою деятельности в определенные законом рамки.

 Новая отчетность

Сейчас Банк России работает над двумя важными указаниями.

Во-первых, готовится проект указания «О сроках и порядке составления и представления в Банк России отчета о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчета о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива». Отчетность разрабатывалась в диалоге с объединениями СКПК, поэтому большинство пожеланий сектора были учтены.

Самое главное – удалось добиться дифференцированного подхода к кооперативам в зависимости от их размеров. СКПК с числом пайщиков менее 200 человек будут сдавать отчетность в упрощенной форме, для них объем отчетных данных будет существенно сокращен.

Для крупных СКПК отчетность будет более расширенной.

Если в кооперативе меняется персональный состав руководителей, в Банк России необходимо будет предоставить соответствующие сведения в течение 15 дней.

Во-вторых, завершается разработка проекта указания «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами». МФО, КПК и СКПК необходимо будет представить регулятору обороты за месяц на расчетном счете и в кассе, которые классифицируются примерно по 20 разрядам. Здесь тоже регулятор планирует применить дифференцированный подход: кооператив с оборотом денежных средств в квартал более 7,5 млн. рублей должен будет сдавать соответствующую отчетность ежемесячно. По экспертным данным Банка России, в эту выборку попадут 20–25% от всех представителей рынка СКПК.

Остальные кооперативы тоже ведут учет всех операций согласно этому указанию, но отчетность не сдают. Банк России может по своему усмотрению попросить предоставить ему такой отчет.

Саморегулирование

13 июля Президентом России подписан закон «О саморегулировании в сфере финансовых рынков».

Основные положения закона:

- Минимальный порог по числу в одной СРО должен составлять 26% от общего количества участников рынка, осуществляющих соответствующий вид деятельности (в проекте, принятом в первом чтении, речь шла о 34%).

- Дополнительно к базовым стандартам, единым для всех, каждая СРО разрабатывает внутренние стандарты. Сейчас предполагается 5 базовых стандартов - стандарт по управлению рисками, стандарт корпоративного управления, стандарт внутреннего контроля, стандарт защиты прав юридических и физических лиц получателя услуг.

- Особое внимание будет уделяться приему в члены и исключение из СРО. Если раньше СРО описывали эти процедуры в своих локальных актах, в том числе в уставах, то сейчас в законопроекте четко прописаны исчерпывающе основания, при которых СРО может исключить кооператив из своих членов.

- Также у ЦБ появилось право ограничивать размер вступительных взносов в СРО.

На настоящий момент для СКПК зарегистрированы два добровольных СРО. В законопроекте указано, что для СРО, действующих не менее одного года на момент вступления закона в силу, нормы закона будут распространяться за исключением ряда положений:

- не будет применяться положение о достаточном количестве организаций-членов в течение двух лет с момента вступления в силу закона;

- также, в течение двух лет СРО СКПК должны привести свою деятельность в полном соответствии с законом.

Хочу отметить, что Минсельхоз РФ совместно с объединениями СКПК ведет консультации с Банком России по вопросу применения возможностей ревизионных союзов в конструкции саморегулирования на финансовом рынке. То или иное решение будет найдено, важно оптимизировать нагрузку для кооперативов. К примеру, законопроект устанавливает частоту проведения проверок в кооперативах на усмотрение СРО, допуская их проведение до одного раза в пять лет. Ресоюзы же должны проводить проверки ежегодно.

Требования к квалификации

Прежде всего хочу отметить, что вопросы стандартов деловой репутации и квалификации органов управления кооперативов в среде СКПК обсуждается уже более десяти лет, после падений первых кооперативов и региональных систем. Каких-либо системных решений так и не найдено.

В настоящее время на рабочих группах в Банке России обсуждается законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций». Он устанавливает требования к уровню к деловой репутации и квалификации органов управления кооперативов. Законопроект уже внесен в Госдуму, и его готовят к рассмотрению в первом чтении.

Квалификационные требования предполагают, что руководители кооперативов обязательно должны иметь высшее экономическое или юридическое образование. Однако сейчас мы находимся в поиске компромиссного решения для сельхозкооперативов. Мы нацелены на то, чтобы закон распространялся пока только на исполнительный орган кооператива. Кроме того, планируем, что это требование о квалификации будет заменено на наличие определенного стажа работы в области финансов.

Кроме того, если большим организациям придется подтверждать регулятору, что их исполнительный орган соответствует требованиям, то для маленьких будет применен другой подход. Изначально будет предполагаться, что руководители и должностные лица соответствуют требованиям, пока не доказано иное. Это может быть подтверждено в ходе проверок, но специально направлять в Банк России подтверждающие документы, мы рассчитываем, не придется.

Требования к деловой репутации устанавливают, что у руководящих лиц должна отсутствовать судимость и установленная причастность к банкротству.

Передача данных в бки

По этому вопросу Банк России высказал свою позицию в ответе на запросы от кооперативов. СКПК не входят в перечень организаций, определенных п. 3.1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ «О кредитных историях», которые обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную ст. 4 № 218-ФЗ, в отношении заемщиков, поручителей, принципалов хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр БКИ, без получения согласия на ее представление. Но СКПК не освобождены от соблюдения п.5 ст.7 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и должны направлять в БКИ информацию об отказе от заключения договора потребительского кредита (займа) либо предоставления потребительского кредита (займа) или его части.

Страхование

Часто СКПК задают вопрос об обязательности исполнения требования страхования риска невозврата займа, страхования жизни и здоровья заемщика. В законе 193-ФЗ указано, что кооператив обязан страховать риск невозврата займов по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика, а не жизнь или здоровье пайщика. По результатам проверок СКПК прокуратура требует незамедлительного решения этого вопроса. Однако есть трудности с исполнением этой нормы, т.к. у страховых компаний просто нет таких страховых продуктов для нашего сектора. А является ли создание страхового кооператива или страхового фонда в рамках деятельности СКПК исполнением закона – это вопрос, который мы задали Банку России и ожидаем разъяснений. В то же время Союз СКК во взаимодействии с партнерскими организациями ведет переговоры со страховыми компаниями по созданию комплексного механизма работы кооперативов и страховщиков.

Дорожная карта

Союз СКК подготовил проект дорожной карты развития сектора кредитной сельхозкооперации. Сейчас она находится на обсуждении в Минсельхозе, и в ближайшее время мы перейдем к ее обсуждению с Банком России.

Ее базовые положения:

Во-первых, система СКПК опирается на маленькие кооперативы с численностью около 200–500 членов и с портфелем займов в 10–15 млн. рублей. Это позволит обеспечить выполнение принципа общности и внутреннего контроля. Для нормальной работы кредитных кооперативов необходимо, чтобы кооперативы второго уровня вместе с федеральными объединениями забрали максимум функций по сдаче отчётности, взаимодействию с регулятором, Росфинмониторингом, работой со страховыми компаниями и т.д. Для этого важно выстроить систему автоматизации, обучения, чтобы на основании простых действий получать информацию с первого уровня и передавать ее в ЦБ.

Во-вторых, мы очень рассчитываем превратить наличие двух регуляторов в среде СКПК в лице Банка России и Минсельхоза в наше преимущество. Это когда Министерство оказывает поддержку рынку в вопросах инфраструктурного развития в виде: поддержания уровня квалификации сотрудников кооперативов на отраслевой учебной базе, компенсации расходов на автоматизацию в кооперативах, компенсации части расходов при создании кооператива, создания федерального и региональных отраслевых залоговых фондов, и другие. Банк России, в свою очередь, обеспечивает контроль и надзор за сельхозкооперативами соразмерно рискам в их деятельности, оказывает активную поддержку СКПК в развитии отношений с кредитными, страховыми и иными финансовыми организациями, формирует механизмы рефинансирования кооперативов.

И, наконец, рынок СКПК – выстраивает многоуровневую систему взаимодействия с максимальной передачей регуляторных функции на вышестоящий уровень, активно продвигает наработанный российский опыт, качественно следит за чистотой в своих рядах и принимает необходимые меры оздоровления или зачистки, пропагандирует преимущества сельского взаимного финансирования, активно поддерживает инициативы населения и региональных органов власти по созданию отдельных кооперативов и региональных систем.