ОДИН В ПОЛЕ НЕ РАЗБОГАТЕЕШЬ

«Российская Бизнес-газета» анализирует проблемы сбыта фермерской продукции в столичном регионе.

По мнению столичных властей, региональным фермерам несложно попасть на московский рынок. Кроме того, они могут кооперироваться и эффективнее обеспечивать сбыт своей продукции. Сами же владельцы хозяйств уверены: кооперация – неплохой инструмент для развития.

По словам замруководителя департамента торговли и услуг города Москвы Дениса Косторного, у региональных фермеров есть как минимум три возможности выхода на столичный рынок сельхозпродукции. Первый канал – работа на рынках. Сейчас там 4 тыс. свободных мест, которые предоставляются фермерам либо на льготных условиях, либо бесплатно. Второй канал – ярмарки выходного дня. В Москве работает 109 площадок. В 2015 году была проведена модернизация системы участия в ярмарках. Теперь места распределяются в пропорции 50 на 50 между самостоятельно торговцами, имеющими личное подсобное хозяйство, и предпринимателями, а также лицами, которые нанимают продавцов. Место и торговое оборудование предоставляются бесплатно. Система принятия заявок работает в электронном виде.

«В ходе недавней заявочной кампании поступило 20 тыс. заявок. Все, кто не получил места, попадают в лист ожидания и в случае выбывания человека с ярмарки в личный кабинет заявителей из листа ожидания рассылается уведомление. При этом ведется контроль качества – поставщики некачественных товаров заносятся в «черный список» и теряют места на ярмарках», – рассказал Денис Косторной на «круглом столе», организованном комитетом МТПП по развитию предпринимательства в АПК.

Третий канал реализации сельхозпродукции – региональные ярмарки. Администрация региона самостоятельно определяет компанию-оператора, которой департамент торговли и услуг бесплатно предоставляет шатер в Москве. Оператор должен быть готов объединить фермеров для участия в региональной ярмарке, она также берет ответственность за обеспечение охраны, санитарного состояния.

Однако, по мнению заместителя директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Ольги Башмачниковой, на рынки фермерам все-таки попасть непросто. Во-первых, аренда места дорогая, во-вторых, фермеру некогда стоять и торговать, нужно нанимать продавца.

Поэтому на московских рынках редко можно встретить самих фермеров. Многие стараются реализовывать продукцию на региональных ярмарках. Ярмарки выходного дня в Москве привлекают некоторых фермеров, которым выгодно самим заниматься торговлей в уикэнд – условия лучше, а разница в цене обеспечивает мотивацию поездки. Но это так, если не нужен холодильник: арендовать холодильное оборудование уже дорого.

«Сбыт нужно организовывать разнонаправлено. Это региональные фермерские рынки - несколько таких строится в Московской области, они могут иметь кооперативную основу и выгодные для фермеров условия, продуктовые ярмарки, торговые палатки, фермерские магазины шаговой доступности. Недавно в СМИ была информация о выделении рыночной площади для фермеров в крупных торговых центрах под маркой «лавка-лавка». Посмотрим, как это будет работать. Если фермерская продукция как органическая, экологически чистая будет реализовываться по высоким ценам, это может быть выгодным для фермеров. С утверждением стандарта «продукция органического производства» это вполне возможно в ближайшем будущем», – говорит Ольга Башмачникова.

Кооперация фермеров решает большое количество проблем за рубежом. Это альтернатива коммерческой системе движения продукции от поля до прилавка, выгодная фермерам. Доход от реализации продукции, полученный в кооперативе, распределяется между членами кооператива, это повышает доходность фермеров. Большое развитие сельскохозяйственная потребкооперация получила в молочном животноводстве. Пример: такие всемирно известные кооперативы, как Valio и Kampina. В мясном скотоводстве используются кооперативные откормочные площадки. Развита кооперация по сбору и фасовке овощей и фруктов. Существуют кооперативные рынки.

«Я за фермерские кооперативы, – говорит подмосковный фермер Александр Почепцов. – Сбыт обеспечен, ссуды внутри кооператива за вменяемые проценты, юрподдержка, обмен продукцией (например, сено на зерно), помощь техникой. У меня сейчас работает такая схема».

Быстро кооперативную систему не построить. «Национальный проект развития АПК дал старт развитию кооперации в нашей стране. Но после его завершения многие начинания свернулись. Развитие сельскохозяйственной потребкооперации должно входить в стратегию развития сельского хозяйства и сельских территорий. Концепция ее развития принята и утверждена Минсельхозом России, но дальше не идет. А без инвестиций здесь не обойтись. Именно вложения в создание кооперативных мощностей по хранению и переработке смогут стимулировать фермеров и ЛПХ объединяться в кооператив. Параллельно нужно решать законодательные вопросы определения субсидиарной ответственности. Заниматься этим нужно серьезно и неутомимо. И тогда через несколько лет у нас будет создана инфраструктура, поддерживающая малый аграрный бизнес, улучшится ситуация с продовольственной безопасностью, сохранятся сельские территории», – уверена Ольга Башмачникова.

Численность перерабатывающих сельскохозяйственных кооперативных кооперативов по федеральным округам

Фото: фермер Александр Почепцов