И.И. ПИРЕЕВ: ПРОГРАММА ГОСПОДДЕРЖКИ ЛОГО-ЦЕНТРОВ «ЗАТОЧЕНА» НА НЕСКОЛЬКО КОНКРЕТНЫХ КОМПАНИЙ-ГИГАНТОВ

И.И. Пиреев, председатель Некоммерческого партнерства крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и личных подсобных хозяйств Новгородской области «Вече», намерен на III Всероссийском съезде сельских кооперативов поднять вопрос об участии кооперации в программе строительства оптово-распределительных центров.

– Наша задача на съезде – убедить власть в том, что создание логистических центров – не просто строчка в программе импортозамещения, а способ привлечения новых ресурсов, решения острых социальных вопросов. Малые лого-центры районного или межрайонного формата это, ко всему прочему, введение в торговый оборот продукции личных подсобных хозяйств, рабочие места, снижение безработицы, сохранение сельских поселений.

В то же время, требования программы господдержки создания оптово-распределительных центров отдают приоритет исключительно крупным проектам. Складывается впечатление, что программа эта нацелена на несколько абсолютно конкретных компаний-гигантов, которым только и под силу создание многотысячеметровых логистических площадок.

А центры распределения и первичной обработки овощной продукции, как у нашего кооператива «Новгородский фермер», оказываются вне игры. Да что там говорить – в Новгородской области создано три таких центра, но их совокупные мощности и близко не стоят к критериям программы.

Так, в проекте приказа Минсельхоза сказано, что господдержку смогут получить только ОРЦ с мощностью картофелехранилищ и овощехранилищ не менее 1000 тонн единовременного хранения. Ясно, что такую махину не осилить и большому фермерскому кооперативу. К тому же, в проекте программы указывается, что собственных средств на строительство ОРЦ должно быть вложено не менее 80%. Такие инвестиции не под силу малому и среднему сельскому бизнесу.

Такое впечатление, что Минсельхоз – разработчик программы – не в курсе, что 93% картофеля и около 90% овощей производят именно малые формы хозяйствования, они же испытывают главные трудности в хранении и сбыте, из-за чего их потери доходят до 40%.

А государство собирается поддерживать проекты, доступные только очень крупным девелоперам, которым малые сельхозтоваропроизводители никогда не будут интересны. Чтобы окупить вложенные инвестиции, они будут работать с крупными поставщиками, выставляя цены за услуги по хранению и подработке, совершенно неподъемные для фермеров. И ситуация, которую мы имеем сейчас с торговыми сетями, повторится. Уже на новом витке.

Наш кооператив работает с целым рядом торговых сетей: «Магнит», «Лента», X5. Мы вынуждены идти к ним с нашей продукцией, поскольку нет альтернативы. Платим все ретробонусы, соглашаемся на выставляемые ими на цены: уже сегодня 10–11 рублей за 1 кг картофеля. Выхода нет – 20 тонн лежащей на складе картошки криком кричат: продавай!

Мы, может быть, продавали и сами, но белорусы завалили рынок картошкой по 11–12 рублей, и эта цена для них очень даже привлекательна – при их уровне господдержки, ценах на горючее, удобрения и пр., что дает не менее 30% экономии расходов в сравнении с нашими.

Я не верю в законодательное ограничение торговых сетей – как не крути, именно они обеспечивают продовольственные потребности населения, что в условиях эмбарго на европейские продукты становится важнейшей государственной функцией. И будут обеспечивать, поставляя продукты раз не из Европы, так из Азии и Южной Америки. Но тогда какой смысл говорить об импортозамещении и вкладывать деньги в развитие собственного АПК?

Несерьезно возражать против создания и господдержки крупных оптово-распределительных центров как таковых: обеспечивать потребности городов-миллионников должны именно такие гиганты. Но надо поддержать и небольшие муниципальные центры, которые будут максимально приближены к производителям и иметь мощности для хранения, подработки и фасовки продукции небольших объемов. Такие проекты с поддержкой государства в 40–50% фермеры и кооперативы смогли бы осилить. Эффект от вложенных государством средств в этом случае будет значительно выше – особенно учитывая привлечение новых ресурсов, о которых я говорил выше.