ЗАДАЧА ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЛИЧНЫХ ПОДВОРИЙ ПРИОРИТЕТНА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕЛЕ

О.В. Башмачникова – заместитель исполнительного директора АККОР:

В России существует порядка 20 млн крестьянских подворий, 10% из которых являются товарными – производящими продукцию не только в целях обеспечения продовольствием семьи, но и для продажи. Это обширный слой сельского населения и значительный человеческий и экономический ресурс.

Хозяйства сельского населения суммарно используют серьезные экономические ресурсы – как трудовые, так и земельные (на долю ЛПХ приходится 10 млн га плодородных и эффективно используемых земель). Это позволяет в секторе ЛПХ произвести в целом по стране немногим менее 50% от всего валового объема сельскохозяйственной продукции. В ЛПХ содержится 48% коров, 46% овец и коз, производится 71% мяса крупного рогатого скота, 80% картофеля, 70% овощей. Даже, если данные цифры будут откорректированы в ходе сельскохозяйственной переписи 2016 года, объем произведенной хозяйствами населения продукции весьма значительный для страны.

Кроме того, личные подсобные хозяйства решали и решают задачу по заселенности людьми обширных территорий, пригодных для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Сектор крестьянских подворий (ЛПХ) имеет важное значение как резерв для расширения сектора высокотоварных семейных фермерских хозяйств, демонстрирующих самую высокую в отрасли динамику развития.

Принимая во внимание данные факторы, а также поставленные перед страной задачи, связанные с политикой импортозамещения и развития сельских территорий, надо признать, что роль ЛПХ существенна и значительна.

Недотягивая сегодня по критериям продовольственной безопасности по производству молока и мяса, мы должны стимулировать все существующие субъекты сельскохозяйственного производства к сохранению и увеличению поголовья. Задача по сохранению и развитию личных подсобных хозяйства и стимулированию их перехода в семейные фермерские хозяйства должна стоять на одном из первых мест по актуальности среди мер государственного регулирования экономики сельского хозяйства и села.

Факты по наличию серьезного неоформленного бизнеса, которое позволяет сегодняшнее законодательство, имеют место. Поголовье в 300, 1000, 10 000 голов – конечно, должно содержаться в рамках зарегистрированного бизнеса, который отчитывается и платит налоги. Однако в регионах РФ ситуация различается. Если в субъекте Федерации имеются гипертрофированные факты такого рода, которые ухудшают деятельность существующих официальных сельских предпринимателей (например, за счет вытаптывания посевов) – регион должен иметь право принять соответствующий региональный законодательный акт или постановление регионального правительства. 

При этом любые ограничительные меры должны водиться либо одновременно, либо после стимулирующих. Только после облегчения ведения легального бизнеса и наличия так называемых «морковок» имеет смысл определить границы ЛПХ в рамках федерального закона, привязав их к размеру земельного участка.

Следует отметить, что гипертофированные ситуации с поголовьем в ЛПХ связаны прежде всего с тяжелыми условиями существования легального малого агробизнеса, зарегистрированных фермеров. Господдержку не получить, причем она мала и волокотина, кредиты недоступны, а если повезет, процент заоблачно высок. Зато с отчетностью мучайся, и проверок невпроворот. Вот и создана мотивация «наоборот» – ухода в тень, а не выхода из тени. Статистика прошлых лет показывает сокращение количества К(Ф)Х, многие из которых продолжили бизнес неофициально.

Однако, интересно и другое. За I полугодие 2015 года, по данным ФНС, количество вновь зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств составило 18,7 тыс., что на 49% больше, чем за аналогичный период 2014 года. При этом прекратили деятельность 6 900 фермерских хозяйств, что на 33,5% меньше аналогичного показателя прошлого года.

Большая часть вновь созданных КФХ – недавние личные подсобные хозяйства. Думаю, здесь работают обещания по отмене проверок контролирующих органов для малого бизнеса, возможность принять участие в программе поддержки начинающих фермеров и получить грант, а также заявления Правительства о том, что приоритет развития отечественного производства продовольствия – всерьез и надолго.

Позицию АККОР по этому вопросу высказал президент Ассоциации В.Н. Плотников на пресс-конференции в Союзе журналистов Москвы 13 августа: для создания действующих стимулов перехода ЛПХ в К(Ф)Х важно ввести патентную систему налогообложения (размер патента в зависимости от объема выручки), упростить отчетность, которую можно предоставлять один раз в год, упростить процедуру получения господдержки для малых сельских предпринимателей (несвязанной поддержки на га, на литр молока, на голову скота), а также уделить особое внимание и увеличить господдержку программам, связанным с развитием семейнных фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, помогающих решить вопросы, кредитования, хранения и сбыта.