«ЛУКАВАЯ» ПОЗИЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МИНУДОБРЕНИЙ ПРЕПЯТСТВУЕТ УСПЕШНОМУ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ

Эксперты Общероссийского народного фронта призывают Правительство России начать решать проблему высоких цен на минеральные удобрения, препятствующую успешному импортозамещению продуктов питания, чтобы не сорвать посевную и правильно заложить урожай следующего года.

Российские предприятия, производящие удобрения, вывозят за рубеж до 90% своей продукции, при этом цены на их товары для отечественных сельхопроизводителей привязаны к экспортным. Такая ситуация привела к тому, что за последний санкционный год цены на удобрения для российских фермеров выросли в среднем на 30%, а периодами рост составлял по отдельным видам продукции 50–114%.

В конце января 2015 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Федеральной антимонопольной службе проверить ситуацию с ростом цен на минеральные удобрения и металлы.

Выяснилось, что рост цен на аммиачную селитру, по данным Росстата, в феврале составил 54% по сравнению с январем 2014 г., на нитроаммофоску – 63%, аммофос – 114%, калий – 75%. Более того, впоследствии, несмотря на рост курса рубля, производители удобрений продолжили в разгар посевной повышать цены. К примеру, рост стоимости нифтроаммофоски в марте составил уже 68%, калия в марте – 90%, в апреле – 98%, в мае – 86%.

Изучив ситуацию, ФАС в качестве основного варианта решения проблемы предложила ввести экспортные пошлины на удобрения в размере до 35%. Эту идею поддержали как чиновники Минсельхоза, так и некоторые депутаты Госдумы, обосновав это тем, что от высоких цен на удобрения страдают сельхозпроизводители. Однако правительство отклонило идею об экспортной пошлине, а довольные таким решением производители удобрений в качестве компромисса выступили с предложением заморозить цены на время посевной. В итоге Минсельхоз, Минпромторг и представители бизнеса договорились зафиксировать максимально возможный уровень цен для отечественных сельхозпроизводителей во время весенней посевной на уровне февраля 2015 г., а также предоставить скидку 15–20% на период с января по май 2015 г.

Однако эксперты подчеркивают, что «щедрый» жест производителей по сути был лукавством: фиксация цен произошла как раз в тот момент, когда цены находились на максимальном уровне из-за колебания курса валют. А на ряд видов удобрений (нитроаммофоска и калий) цены продолжали расти в период их заморозки.

По данным же Росстата на 12 августа 2015 г., производители не сдержали своего обещания и по скидкам: изготовители аммиачной селитры предоставляли скидку на внутренний рынок в феврале на 24%, в марте – на 18%, в апреле – на 10% от оптовой экспортной цены, а производители нитроаммофоски предоставляли скидку на внутренний рынок в феврале на 21%, в марте – на 15%, в апреле – на 6% от оптовой экспортной цены.

«Несмотря на то, что производители калийных удобрений сдержали свое обещание и предоставляли в феврале скидку на свою продукцию на внутреннем рынке в размере 40% от экспортной цены, в марте – 30%, в апреле – 25%, в мае и июне – 20%, купить калий со скидкой на внутреннем рынке практически не представлялось возможным, так как приоритетом для производителей калия являются экспортные контракты и весь объем калия фактически был продан на экспорт. Сложилась ситуация, когда цена есть, но купить по этой, впрочем, как и по любой другой цене, нереально», – заявил член рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Микаэл Нанушьян.

В результате сельхозпроизводителям приходится либо закупать удобрения по высокой стоимости, что стимулирует повышение цен на выращенную ими продукцию и препятствует исполнению задачи, поставленной Президентом России, лидером ОНФ Владимиром Путиным по импортозамещению продуктов питания, либо снижать объемы используемых в производстве удобрений, что влияет на объемы производства продуктов питания и их качество. Отсутствие кредитов и параллельный рост на горюче-смазочные материалы вообще может завести российский агропром в тупик.

С этой позицией согласна и эксперт подгруппы ОНФ по сельскому хозяйству, директор центра агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Наталья Шагайда.

«Размер пошлины должен быть таким, чтобы покрывалось не менее трети затрат отечественных сельхозпроизводителей на удобрения. Именно так мы предлагали формировать бюджет для поддержки сельского хозяйства. При этом, чем больше производители будут повышать внутреннюю цену, тем выше должна быть пошлина. Тогда у производителей не будет стимула повышать цены внутри страны», – пояснила она.