КТО ПРЕТЕНДУЕТ НА ДЕНЬГИ КРЕСТЬЯНСКОЙ МЕЧТЫ?

На сайте АККОР мы часто и охотно сообщаем об успехах в реализации программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм в регионах. Рассказываем истории становления фермеров-новичков. Однако есть и другие истории, когда невеликие гранты, полученные в нелегком соревновании, становятся причиной разорения молодых хозяев К(Ф)Х или объектом стяжательства «компаний», претендующих на долю государственных денег.

Ранее мы уже сообщали о фактах немотивированных проверок новых фермерских хозяйств в Ставропольском крае. В Псковской области плодят «бумажных» фермеров и раздают крестьянские гранты представителям крупного бизнеса (см. здесь). Еще одна существенная прорблема – негибкое отношение к победителям грантовых программ, нежелание учитывать фактор инфляции, который все острее проявляется при реализации фермерских бизнес-планов.

«В нынешнем году участились факты отказа от грантов. Причина – резкий рост цен на стройматериалы, сельскохозяйственную технику и т.д. в связи с падением курса рубля, – рассказал президент НП «Союз фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга» А.Ю. Быков. – Конкурс у нас был объявлен в декабре, а деньги победителям поступили в июле. Но никто и не подумал предложить фермерам скорректировать бизнес-планы в соответствии с инфляцией.

Скажем, молодой фермер рассчитывал купить трактор за 980 тыс. рублей, а к моменту начала проекта он стоит уже 1 млн 260 тыс. Где ему взять недостающие деньги? На просьбы о корректировке позиций бизнес-плана в комитете по АПК он, скорее всего, получит отказ: раз подорожала техника, докладывай свои.

Срок реализации проекта для начинающих – 18 месяцев – очень короткий, а система контроля неповоротливая, негибкая. Чтобы поменять условия реализации гранта, надо потратить столько времени, что на саму работу по созданию фермы его уже не хватит.

Другая проблема – многочисленные «добровольные помощники», облепившие фермерские программы. По настоятельным «рекомендациям» местных администраций новичкам предлагают услуги по строительству и поставке оборудования некие фирмы, цены у которых оказываются завышенными, а уровень качества и сроки неудовлетворительными.

Так, в Кировской районе двое начинающих фермеров были вынуждены продать квартиры, чтобы рассчитаться с «рекомендованными» подрядчиками, существенно превысившими смету. В противном случае от них требовали вернуть гранты», – сообщил президент Союза фермеров Ленобласти.

Фермеров – участников конкурсов обязывают создавать рабочие места с завышенными, «взятыми с потолка» зарплатами. Так, в Ленинградской области пытались в нынешнем году ввести в качестве требования к соискателям грантов создание нескольких рабочих мест с зарплатой... 27 тыс. рублей.

«Но откуда возьмутся такие зарплаты в первый год работы фермы? – возмущается А.Ю. Быков. – И почему именно такая сумма? Нам с большим трудом удалось снять это требование как избыточное, отстоять уровень зарплат на новых рабочих местах на уровне МРОТ и исключить его совсем в случае, если в качестве работника задействован член семьи».

Еще одна напасть – сертификация молодого хозяйства по системе контроля качества ХАССП (об этой проблеме см., в частности, здесь). Тут пока нет «обязаловки», но «доброжелатели» и «рекомендованные специалисты» уже вьются вокруг победителей фермерских конкурсов, претендуя на часть невеликих государственных денег, которых едва хватает на воплощение крестьянской мечты.

Конечно, никто не рассчитывает, что с новых фермеров будут «пылинки сдувать» и создадут им тепличные условия. Однако чиновникам органов управления АПК и местных администраций надо бы уразуметь: фермерские гранты государством конкретно направляются на решение задач по импортозамещению, насыщению продовольственного рынка. И не надо их расценивать как «халявные бабки», от которых не грех отщипнуть или удовлетворить за их счет свои бюрократические амбиции.

Фото: начинающее фермеры Ленобласти – всем ли удастся осуществить свою мечту?

Владимир Юданов – редактор сайта