В ПОВЕСТКУ ДНЯ МОЛОЧНОГО КЛУБА: ЦЕНА КОММУНИКАЦИЙ, СУБСИДИИ И СЕЛЕКЦИЯ

В дни работы выставки «Золотая осень-2015» состоится организационное собрание Молочного клуба – профессионального объединения животноводов, создаваемого в соответствии с решениями XXVI съезда фермеров и Совета АККОР. В числе участников клуба – Н.Г. Смирнова, владелица ЛПХ «Козий двор Смирновых» из поселка Березовка Березовского района Красноярского края.

Среди учредителей Молочного клуба Н.Г. Смирнова пока единственный козовод. В Красноярском крае ее козья ферма тоже одна из немногих. Мы попросили Наталью Геннадьевну рассказать, какие вопросы она хотела бы обсудить на первом заседании Молочного клуба.

– Думаю, у меня те же проблемы, что у остальных молочников – сбыт, электричество, водоснабжение.

Сейчас у меня в хозяйстве 150 коз молочных пород – зааненской, альпийской, чешской бурой. Продаю молоко и продукцию из него: сыр, кефир, масло. Недавно стали производить сгущенку и йогурты.

В месяц продаем 2–3 тонны молока и молокопродуктов в магазины Красноярска, по району, постоянным покупателям прямо с фермы (приезжают со всего края). Спрос есть, и надо бы расширяться, а приходится, наоборот, сокращать стадо. Раньше было 250 козочек, осталось на сотню меньше.

Причина? Держать большое стадо тяжело, да и тесно на придомовом участке. Надо просторный выпас, отдельный хоздвор – с козлятником, подсобными помещениями. У нас с мужем и детьми есть земельные паи, 30 га мы перевели в собственность. Но к участку ведет очень плохая дорога, а воды и электричества и вовсе нет.

С электроэнергией – главная проблема. Рядом с участком проходит ЛЭП, надо только трансформатор поставить и провода подвести. А энергетики заломили за это несусветную цену: 3 миллиона! За воду – еще 450 тыс. рублей. Ну откуда у нас такие деньги?

Недавно наших немногочисленных владельцев ЛПХ всполошило известие, что хотят ограничить число животных в частных подворьях или ввести на «излишки» скота налоги. Те, кто это надумал в высоких кабинетах, привыкли чужие деньги считать, им все миллионы в крестьянских карманах мерещатся. А сколько у нас уходит на корма, ветпрепараты, на рекламу, чтобы продать свою продукцию, они знать не хотят. Так вот: можно сказать, ничего не остается!

Мы пока не перешли в К(Ф)Х, и субсидию на литр молока не получаем. Есть субсидия на три кредита, которые взяли в банке, – и это вся помощь от государства. И 3,5 миллиона, нужные для развития, взять нам негде.

Владельцам подворий нужна поддержка, а не подсчеты их невеликих доходов. Если стране требуется качественная и недорогая молочная продукция – поддержите, а не заставляйте гнать стадо под нож.

И еще вопрос на Молочный клуб: селекция. Два года назад обратилась в краевое племобъединение: помогите приобрести племенных производителей, чтобы с документами были. Но никто этим делом серьезно не занимается. Хорошо, сын живет за границей – подключился к задаче. Приобрели двух чистокровных производителей из Германии и Чехии. Потомство намного выносливее родителей, и удой у них выше. Но это было еще до санкций. А теперь как будем поголовье улучшать?