РЫНКАМ ХОТЯТ НАЗНАЧИТЬ НОВЫЙ СРОК. ЗА ФЕРМЕРОВ ОПЯТЬ ЗАСТУПИЛИСЬ

Предприниматели снова просят Госдуму пролонгировать сроки переходного периода по переводу сельхозрынков в объекты капитального строения еще на два года. Один раз власти уже продлевали сроки — на год для крупных городов, на пять лет для городов-миллионников. Если не дать очередные послабления, настаивают представители малого и среднего бизнеса, то только Москва потеряет 1,5 тыс. рабочих мест.

В распоряжении "Ъ" оказалась копия письма, в котором президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин просит спикера Госдумы Сергея Нарышкина посодействовать в очередном продлении сроков переходного периода по переводу сельскохозяйственных рынков в объекты капитального строительства. "Опора" считает существующие требования к размещению рынков жесткими, что приведет к их закрытию и, как следствие, к росту цен в сетевых магазинах. По подсчетам "Опоры", сейчас из-за ухудшения рыночной конъюнктуры 70% потребителей в целях экономии вынуждены закупать продукты питания на ярмарках выходного дня и рынках. "Это практически единственный доступный канал сбыта отечественной сельхозпродукции для фермеров и небольших подсобных хозяйств... Их закрытие нанесет урон животноводству и овощеводству",— говорится в письме спикеру Госдумы. В московском отделении "Опоры" подтвердили "Ъ", что 17 ноября отправили соответствующее обращение в аппарат господина Нарышкина, но ответа пока нет.

Изменения в Трудовой кодекс, определившие новые требования к размещению рынков, внесены в декабре 2006 года. Но ни чиновники, ни владельцы рынков, ни сами фермеры почти за десять лет никак не могут привыкнуть к этим условиям. Изначально переходный срок должен был завершиться в 2013 году. В Москве этот процесс активизировался в 2010 году, когда мэром стал Сергей Собянин. В итоге в начале 2012 года в городе насчитывалось 67 рынков, в то время как в 1998 году — 198. По мере окончания переходного периода, отведенного для перевода рынков в объекты капстроения, напряжение предпринимательского сообщества росло — затраты на строительство закладывали в арендную плату, что делало бизнес фермеров и торговцев менее маржинальным или даже убыточным. К проблеме подключился Минпромторг, предложив увеличить переходный период до 2020 года. Правительство эту идею не поддержало. В итоге было принято компромиссное решение: городам с населением до 1 млн человек продлили переходный период до 2020 года, тем, где живет более 1 млн человек,— до конца 2015 года. А в небольших населенных пунктах местные власти смогут сами определять сроки перевода сельхозрынков в постоянные объекты. "Сейчас, когда нам надо максимально вовлечь всю производимую продукцию в торговый оборот, было бы логичным дать право регионам, где расположены города-миллионники, самим определять возможную дату перевода рынков в капитальные сооружения",— заявил в пятницу "Ъ" замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.

Ранее глава департамента торговли и услуг (ДТиУ) Москвы Алексей Немерюк заявлял, что столице не нужно продление переходного периода. Глава московского отделения "Опоры России" Александр Жарков говорит, что в городе 16 рынков остаются в некапитальных строениях, а соблюдение требований закона приведет к потере около 1,5 тыс. рабочих мест. Господин Немерюк уточнил, что у собственников десяти этих рынков уже готовы документы на строительство. "Если будет пролонгирован срок вступления новых требований к рынкам, то процесс строительства затянется",— отмечает чиновник. По данным ДТиУ, в Москве сейчас 46 сельскохозяйственных рынков, 30 из них размещены в капитальных строениях.

Первый проректор бизнес-школы "Мирбис" Владимир Уколов говорит, что городская политика управления рынками привела к сокращению в Москве количества продовольственных рынков на душу населения. "Например, в Германии этот показатель в 2,5 раза выше",— говорит эксперт. По его мнению, для России в целом и Москвы в частности рынки необходимы, так как доходы населения остаются неравномерными.

Коммерсант.