22.12.2015 года в Общественной палате РФ состоялось слушание на тему «Последствия введения утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику». В заседании приняла участие заместитель директора АККОР Башмачникова О.В. В своем выступлении она отметила следующее.
«Решение вопросов импортозамещения во многом зависит от возможности отечественных сельхозтоваропроизводителей использовать современную сельхозтехнику.
Однако, обновление и обеспечение отечественных сельхозтоваропроизводителей техникой упирается в ее дороговизну, отсутствие доступа к долгосрочным кредитным ресурсам и ограниченные возможности программы Обновления техники, реализуемой ОАО Росагролизинг и предполагающей нулевой первоначальный взнос и отсрочку платежа.
Если обратиться к данным Национального доклада, по состоянию на 1.01.2014 года службами Гостехнадзора зарегистрировано 435 766 тракторов и 134 188 зерноуборочных комбайнов. На 1 января 2015 года уже значительно меньше– 420 563 тракторов и 127 750 зерноуборочных комбайнов (-5% и 27% соответственно). И это при том, что согласно стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 года необходимо 610 000 тракторов и 147 000 комбайнов, что само по себе возможно только при условии субсидирования стоимости приобретаемой техники, а также доступности долгосрочных финансовых ресурсов.
В настоящее время у сельхозоторопороизводителей платежеспособный спрос является достаточно низким. Введение же утилизационного сбора на выпускаемую и поставляемую технику неминуемо приведет к дополнительному росту цен, а цена на иностранные аналоги непроизводимые в России или иностранную технику, бывшую в употреблении, сделает ее недоступной для сельхозтоваропроизводителей.
Вопрос об утилизационном сборе и, как следствие, удорожания техники поднимался на 26 съезде АККОР в феврале 2015 года алтайскими сельхозпроизводителями и рассматривался как дополнительный административный барьер развития сельского хозяйства.
В связи с тем, что законопроект №743455-6 «О внесении изменений в статью 24-1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» уже был принят в 3-х чтениях, считаем необходимым при принятии Постановления Правительства «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внести поправки в части значительного снижения коэффициентов утилизационного сбора.
Считаем, что коэффициент утилизационного сбора для сельскохозяйственной техники на новые самоходные машины не должен превышать 1 пункт, а на машины с даты выпуска которых прошло более 3 лет - не должен составлять более 2 пунктов. Коэффициент утилизационного сбора на иностранную технику, аналогов которой нет в России, также не должен превышать 1 пункт.
В предлагаемом проекте Постановления шкала коэффициентов при расчете утилизационного сбора на новую сельскохозяйственную технику на самоходные машины составляет от 1 до 18 пунктов, а на бывшую в употреблении технику (от 3-х лет) - доходит до 52 пунктов.
Применение данных коэффициентов неминуемо приведет к значительному росту стоимости сельхозтехники и сделает ее недоступной для сельхозтоваропроизводителей.
Пресс-служба АККОР