РЕЗОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОХОДНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

Важнейшим условием увеличения объемов отечественного сельскохозяйственного производства является достаточный уровень доходности сельхозтоваропроизводителей.

Будучи основой экономической мотивации, доходность определяет инвестиционную привлекательность отрасли, а также устойчивое развитие сельских территорий и престижность сельскохозяйственного труда.

Государством за последние 10 лет проведена определенная работа в этом направлении. Объем прямой господдержки увеличился в 12,5 раз. Введены новые виды субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, влияющих на доходность, такие как несвязанная поддержка на га и на литр молока, законодательно продлены налоговые льготы.

Это дало свои результаты. Валовые сборы зерновых и зернобобовых культур за период 2005-2015 годы увеличились на 33,5%, подсолнечника – на 35%, овощей на 32%, картофеля на 10,5%. Также увеличилось производство мяса на 81% и яйца на 12,6%.

Однако, за последние 10 лет поголовье КРС и коров уменьшилось на 2,4 млн. и на 1 млн. голов соответственно. При этом за счет роста продуктивности коров производство молока снизилось незначительно.

В стоимостном выражении импорт продовольствия с 2005 по 2014 год вырос в 2,3 раза, за этот же период снизилось производство молока.

Но главное, что на рентабельности сельскохозяйственного производства рост господдержки должным образом не отразился. За последние 10 лет среднее значение рентабельности составляет 11,7% с учетом субсидий и 1,2 % - без учета субсидий. Кредиторская задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей с 2008 по 2014 год увеличилась в 1,7 раза. Объем кредитов привлеченных сельхозоваропроизводителями с 2011 года, как краткосрочных, так и инвестиционных снижается.

Главная проблема заключается в том, что условия деятельности сельхозтоваропроизводителя не обеспечивают ему получение стабильных доходов. Серьезный диспаритет цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию сельского хозяйства не позволяет получать доход, достаточный для ведения расширенного производства. Система страхования рисков в условиях учащающихся природно-климатических катаклизмов работает не эффективно. Снижение порога гибели урожая при выплате страхового возмещения не стало значительной мерой.

Уровень господдержки, выравнивающей доходы, является не только недостаточным, но и не учитывает особенности различных климатических зон страны. Финансово-кредитная политика направлена на поддержание банковского сектора, а не сельхозтоваропроизводителя. Не решены вопросы с реструктуризацией задолженности по кредитам сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от негативных природно-климатических явлений, что приводит к сокращению численности сельских предпринимателей.

Существующая система реализации сельскохозяйственной продукции от поля до прилавка приводит к получению сельхозтоваропроизводителем низкой доли в конечной цене готовой продукции. Основная часть выручки приходится на долю посредников, переработчиков и торговые сети. Альтернативная, в том числе, кооперативная инфраструктура хранения, переработки и сбыта продукции создается очень медленно и не равномерно представлена в регионах.

Критическим для отрасли является перекосы аграрной политики в сторону крупного производства. Об этом свидетельствуют принятые критерии отбора инвестиционных проектов, реализуемых с господдержкой, и удельный вес выделяемых на них ресурсов в размере 90%. В результате, неоправданно завышенными становятся инвестиционные издержки, накапливаются проблемы с ликвидностью и погашением долгосрочных кредитов.

Не принимаются во внимание данные по значительному увеличению объемов производства крестьянскими фермерскими хозяйствами, являющимися субъектами малого предпринимательства. За 10 летний период КФХ заметно увеличили объемы производства: овощей – в 2,2 раза, картофеля – в 3 раза, зерна – в 1,9 раз, подсолнечника в 1,5 раз, молока - в 2 раза, мяса -в 2,2 раза.

Мировой опыт показывает, что господдержка оказывается в первую очередь малым семейным хозяйствам, а крупные предприятия субсидируются только в случае, если являются интеграторами для субъектов малого предпринимательства на выгодных для последних условиях.

В значительной степени условия функционирования отрасли определяются высокой инфляцией, недостаточным денежным предложением, дефицитом бюджета, высокой ключевой ставкой Центрального Банка Российской Федерации. В настоящее время сложившиеся макроэкономические показатели не способствуют повышению уровня доходности сельхозтоваропроизводителей.

В ходе прошедшей и обстоятельной дискуссии участники конференции пришли к выводу о том, что аграрный комплекс страны нуждается в новом организационно-экономическом механизме, обеспечивающем высокие и устойчивые темпы роста доходности и производства, приток инвестиций и увеличение количества субъектов сельскохозяйственного предпринимательства.

В целях обеспечения стабильного пропорционально развития аграрного сектора экономики действующий экономический механизм необходимо совершенствовать по следующим направлениям:

​ Регулирование отношений на агропродовольственном рынке;

​ Финансово-кредитный механизм в АПК в условиях импортозамещения;

​ Ценообразование и его роль в формировании доходов сельхозтоваропроизводителей.

1.​ Регулирование отношений на агропродовольственном рынке

1.1. Развитие инструментов внутреннего агропродовольственного рынка

1.1.1 Рекомендовать Правительству РФ установить общие правовые и экономические принципы и положения формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона №53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Определить минимальный гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающих возмещение затрат и получение товаропроизводителем дохода, достаточного для ведения расширенного воспроизводства, с определением объема закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предстоящие пять лет, в том числе на овощи, картофель, молоко, мясо, яйцо, рыбу.

1.1.2 Внести изменения и дополнения в Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следующие положения:

— закупки сельскохозяйственной продукции осуществляются преимущественно у сельхозтоваропроизводителей;

— основными экспертами, осуществляющими общественный контроль по проведению процедур закупок в той или иной отрасли, выступают общественные организации, в том числе союзы (ассоциации), представляющие интересы участников в соответствующей отрасли;

— при закупке сельскохозяйственной продукции лоты формируются по принципу одноименности (один лот — одно наименование);

1.1.3 Разработать механизмы поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, с возможным выделением отдельной подпрограммы по поддержке экспорта в Государственной программе развития сельского хозяйства.

1.1.4 Законодательным и исполнительным органам власти стимулировать масштабное развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации на селе и интеграции крупного агробизнеса с малыми сельхозтоваропроизводителями на выгодных для субъектов интеграции условиях:

- Разработать дорожную карту по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации.

- Создать инфраструктуру хранения и сбыта максимально приближенную к сельхозтоваропроизводителю.

1.1.5 Принять Федеральный закон о производстве органической сельскохозяйственной продукции, определяющий порядок ее сертификации и ценообразования.

1.1.6 Внести изменения в закон «О торговле» в части:

- Снижения предела вознаграждения, получаемого ритейлером от поставщика (ретро-бонус) до 3% от оборота.

- Снижения сроков расчета за произведенную и поставленную продукцию с 10 до 5 дней – для продовольствия со сроком годности менее 10 дней; с 30 до 20 дней – для продовольствия со сроком годности от 10 до 30 дней; с 45 до 35 дней – для продовольствия со сроком годности свыше 30 дней.

1.1.7 Рекомендовать отраслевым союзам и ассоциациям провести независимый анализ нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ по выявлению излишних административных барьеров для сельхозтоваропроизводителей, особенно для развития малого бизнеса на селе такими инстанциями, как Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Ространснадзор и др.

По результатам проделанной работы подготовить и внести соответствующие предложения.

1.1.8 Рекомендовать Правительству РФ поручить научным организациям РАН и научно-педагогическим коллективам аграрных ВУЗов разработать и реализовать оптимальную систему межрегионального разделения труда в сельском хозяйстве. Максимально адаптировать ее к сложившейся макроэкономической ситуации и постепенному насыщению рынка отечественными продуктами на основе минимизации прогнозируемой себестоимости производства, с учетом возможностей товарного доминирования на рынке регионов, обладающих неоспоримыми конкурентными преимуществами агроклиматического и логистического характера.

1.1.9 Рекомендовать органам управления АПК регионов разработку программ по созданию инфраструктуры хранения малой и средней мощности 
в шаговой доступности от сельхозтоваропроизводителя и реализацию пилотных проектов на основе финансовой модели, разработанной Московским государственным университетом технологий и управлений 
им. К.Г. Разумовского.

1.1.10 Рекомендовать Россельхознадзору и Роспотребнадзору ужесточить контроль качества импортных продуктов питания и пресечь массовую фальсификацию молочной продукции, осуществляемую путем замены в ней цельного молока и молочного жира пальмовым маслом. Целесообразно ввести особый цвет упаковки и раздельную раскладку полноценных молочных продуктов и фальсификата в торговых залах.

1.1.11 Рекомендовать Правительству РФ разработать программу подготовки и закрепления на селе специалистов и работников массовых профессий в АПК.

1.2. Совершенствование государственной поддержки

1.2.1 Рекомендовать Правительству РФ значительно сократить, в рамках Государственной программы, перечень направлений и упростить механизмы доведения государственной поддержки.

Выделить в качестве основных видов государственной поддержки:

- несвязанную поддержку на гектар, с установлением повышающих коэффициентов для регионов, неблагоприятных для ведения сельского хозяйства, с учетом почвенно-климатических условий и удаленности, имеющую своей целью выравнивание доходов сельхозтоваропроизводителей;

- субсидии на литр молока и на голову скота;

- на развитие инфраструктуры хранения, переработки и сбыта продукции максимально приближенной к сельхозтоваропроизводителю, в первую очередь на кооперативной основе;

1.2.2 Определить перечень регионов расположенных в зоне рискованного земледелия.

1.2.3. Рекомендовать Правительству РФ разработать программу по созданию перспективных сортов семян, высокопродуктивных пород скота, птицы, строительству селекционно-семеноводческих центров с заводами по подготовке семян, племенных репродукционных центров, центров по искусственному осеменению животных с учетом специфики природно-климатических зон.

1.2.4 Предусмотреть выделение субсидий опорным фермерам и другим субъектам малого предпринимательства, выполняющим роль интеграторов для личных подсобных хозяйств.

1.2.5 Рекомендовать Министерству сельского хозяйства России обеспечить равную доступность господдержки для всех организационно правовых форм хозяйствования вне зависимости от размера.

В первую очередь внести изменения в Приказ Минсельхоза России от 24.07.2015 г. №318 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, реализуемых на территории субъектов Российской Федерации» по значительному снижению требований, предъявляемых к субъектам по инвестиционному проекту.

1.2.6 Рекомендовать Министерству сельского хозяйства России разработать и включить в Госпрограмму развития сельского хозяйства отдельной подпрограммы для товаропроизводителей, временно утративших конкурентоспособность, предусмотрев для них особый режим субсидирования, а также введение льготного налогового режима.

1.2.7 Всемерно развивать косвенные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающие введение механизма продуктовых карточек, патентную систему налогообложения для малых форм хозяйствования и др.

1.2.8 Предусмотреть в рамках Государственной программы средства на субсидирование приобретения сельскохозяйственной техники в размере 30% от ее стоимости.

1.2.9 Рекомендовать Минсельхозу РФ разработать программу по сохранению плодородия пашни России на основе поддержания бездефицитного баланса по гумусу с обязательным применением минеральных, органических удобрений, перспективных севооборотов с выводным полем многолетних трав.

1.2.10 Рекомендовать Правительству РФ ввести экспортные пошлины на реализацию минеральных удобрений в целях снижения и последующей стабилизации цен на удобрения на внутреннем рынке. Полученные средства от установленных пошлин направлять на несвязанную поддержку.

2.​ Финансово-кредитный механизм в АПК в условиях импортозамещения

2.1.​ В области кредитования и макроэкономики

2.1.1 Осуществить планомерное смягчение кредитно-денежной политики Центрального Банка Российской Федерации, направленное на увеличение денежного предложения и снижение ключевой ставки ЦБ РФ с одновременным принятием ряда запретительных мер, по «перетеканию» финансовых средств из реальных секторов экономики на валютный спекулятивный рынок.

2.1.2 Банкам с государственным участием обеспечить доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей с процентной ставкой не более 5%. Установить квоту на КФХ и другие субъекты микробизнеса в АПК в размере 30%.

2.1.3 Провести реструктуризацию задолженности по кредитным обязательствам КФХ и другим субъектам микробизнеса в АПК в регионах РФ, в которых введен режим ЧС, на период до пяти лет с сохранением субсидирования процентной ставки.

2.1.4 Создать Федеральный фонд поддержки малого агробизнеса, предоставляющего целевые займы для субъектов малого предпринимательства в АПК в размере от 1 000 000 рублей до 50 000 000 млн. рублей, что не предусмотрено продуктами Корпорации МСП.

2.1.5 Рекомендовать Правительству в целях развития сельскохозяйственной кредитной кооперации докапитализировать Фонд развития сельской кредитной кооперации или обеспечить его долгосрочное кредитование из институтов развития.

2.1.6 Предусмотреть в Государственной программе развития сельского хозяйства субсидии на компенсацию части процентных ставок по кредитам, полученным сельскохозяйственными кредитными кооперативами в коммерческих банках в целях повышения финансовой устойчивости СКПК.

2.1.7 Диверсифицировать требования мегарегулятора к сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам в зависимости от объемов и специфики деятельности СКПК.

2.1.8 Внести изменения и дополнения в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»,конкретизирующие механизм, формы и порядок субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива;

2.1.9 Предусмотреть в Государственной программе средства на реализацию Программы обновления парка сельскохозяйственной техники.

2.1.10 Увеличить налоговую ставку по земельному налогу в отношении земельных участков из земель сельхозназначения, неиспользуемых для сельскохозяйственного производства до 3% от кадастровой стоимости земельного участка.

2.1.11 Внести изменения в Налоговый кодекс РФ в ч. 2. ст. 346.2 и ФЗ «О развитии сельского хозяйства» ч. 1 ст. 3 в части снижения доли реализации товаров (работ, услуг) от указанной в ст. 3 деятельности, с 70 до 50 %, для признания сельскохозяйственным товаропроизводителем.

2.1.12 Разрешить сельхозтоваропроизводителям, находящимся на специальном налоговом режиме - едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН), уплачивать НДС.

2.2.13 Распространить патентную систему налогообложения на субъекты малого предпринимательства в сельском хозяйстве. Внести в Главу 26.5. Налогового кодекса РФ изменения, в части возможности применения сельскохозяйственными товаропроизводителями патентной системы налогообложения, путем включения «производства и переработки сельскохозяйственной продукции» в пункт 2 статьи 346.43.

2.2. В области агрострахования

2.2.1 Внести изменения в действующую концепцию агрострахования с государственной поддержкой, в части перехода от модели страхования только катастрофических рисков к другим видам страхования, таким как: недобор урожая, покрытие затрат, получение среднего за 5 лет дохода посредством расширения порога применения франшизы от 5 до 50% и страховой суммы от 100% до 50%.

2.2.2 Повысить долю страхового возмещения, представляемого страховыми компаниями до 70% от собранной страховой премии с учетом субсидий.

Усилить контроль со стороны Банка России за использованием временно свободных денежных средств страховых компаний (резервного фонда, фонда компенсационных выплат).

2.2.3 Предусмотреть, в целях повышения качества предоставляемой страховой защиты за счет сокращения издержек на перестрахование у зарубежных перестраховочных компаний.

2.2.4 Внедрить механизм государственных гарантий для субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве путем компенсации потерянных на расчетных счетах средств, в случае банкротства коммерческого банка в размере до 1,5 млн. рублей по аналогии с системой страхования вкладов граждан.

2.2.5 Изучить опыт Казахстана в части применения механизма обязательного страхования в сельском хозяйстве с государственным участием.

3.​ Ценообразование и его роль в формировании доходов сельхозтоваропроизводителей

3.1 Разработать механизм регулирования межотраслевых ценовых отношений и повышение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в структуре потребительских цен.

3.2 Применить государственные меры по регулированию цен и тарифов на ГСМ, электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки, затраты на которые составляют значительную часть в себестоимости производства сельхозпродукции. Установить льготные цены и тарифы для сельхозтоваропроизводителей.

3.3 Внести изменения в «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, а также «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, с целью предоставления льготных тарифов, как для населения, имеющего особые правила, условия и льготы при потреблении электроэнергии. Исключить из технических условий плату за подключение мощностей.

3.4 Разработать механизм закупочных и товарных интервенций на рынке молока и молочной продукции в целях устранения сезонной волатильности цен на сырое молоко с учетом интересов всех участников молочного рынка ЕАЭС.

3.5 Совершенствовать механизм закупочных и товарных интервенций и залоговых операций на рынке зерна.

3.6 Обеспечить информационно-консультационное обслуживание субъектов малого агробизнеса в АПК с государственной поддержкой, предполагающее повышение эффективности хозяйствования за счет использования современных технологий, распространение типовых практик, передачу позитивного опыта.

***

Направить рекомендации конференции Правительству РФ, Федеральному собранию РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству экономического развития РФ, Центральному Банку РФ, ГНИ, Россельхознадзору РФ, Роспотребнадзору РФ, региональным органам управления АПК, научным учреждениям и общественным организациям.

 

АККОР