ПРОГНОЗЫ НА 2016 ГОД В СФЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Вопрос №1 для сельского бизнеса – запрет подворового убоя сельхозживотных, который окончательно вводится с 1 января 2016. Область к нему опять оказалась не готова… А ведь требование вступило в силу ещё 1 мая 2014 года, и федеральная власть дала время построить эти бойни. Что и было сделано по всей Руси… кроме Архангельской области.

Пришло 1 января и оказалось, что в области сегодня нет ни одной бойни! Хорошо ещё, что несколько крупных предпринимателей не стали надеяться на власть, а сами потихоньку обустраивали свои бойни. Но эти бойни всем требованиям Таможенного Союза не соответствуют, их решено открывать с нарушениями, давая требования об их устранении в течении определённых сроков… Устранить даже основные нарушения большинство из них не сможет. Как устранишь отсутствие необходимых санитарно-защитных зон в несколько сотен метров, когда эти бойни, в основном, стоят метрах в 10 от ферм?

Вопрос №2 для села – опять же введение ещё одного побора с колхозника: с 1 января каждый должен приобрести лицензию на производство навоза! Пока непонятно, сколько она будет стоить, какие будут штрафы за отсутствие таковой. Непонятно и то, почему навоз из сырья и удобрения превратился в отходы? Как будет это всё замеряться и контролироваться – нет ответа.

Важнейшим фактором для работы агропредприятия является решение земельного вопроса. Что с этим у нас? Свободные земли имеются в двух основных источниках: в поселениях, на паях у экс-колхозников, и в федеральной собственности.

Муниципалитеты могут забрать себе невостребованные земли, но эта процедура занимает от года до двух, да и сложности возникают с отсутствием в их бюджетах средств на межевание. Здесь тоже нужна политическая воля, выраженная в появлении строки в областном бюджете на эту цель.

Что радует? В 2016 году, несмотря на кризис, у нас появляются две новые программы – программа семейных ферм и программа сельхозкооперации, наконец-то, прописаны средства на поддержку дачников. И это, безусловно, большая наша победа! По каждому из этих направлений нужно серьёзно поработать.

 Было бы неплохо сразу выстраивать и производственные цепочки, по западному варианту: ферма - переработчик – реализатор, дабы не заставлять заниматься производителя несвойственным им делом – поиском клиентов. И самое главное – крупный переработчик вполне может выступить партнёром в строительстве весьма затратного роботизированного комплекса, который и быстро отбивает вложения.

Пока что, не имея возможности получить достаточно средств, фермеры вынуждены латать старые здания, покупать малопродуктивных животных, эксплуатировать старую и малоэффективную технику – всё это приводит к малой рентабельности села. Хотелось бы, чтобы программа сельхозкооперации встала на ноги. Мы очень сильно уповаем на неё, ведь без кооперации наша фермерская продукция так никогда и не попадёт на прилавки магазинов

Наконец-то выделяются деньги дачникам, коих у нас треть от всех городских жителей, и которые производят основную часть овощей и картофеля в области! Ещё бы в будущем появилась программа поддержки личных хозяйств, которые производят без всяких дотаций едва ли не 40% областного молока, держат 30% сельхозживотных и пр. И тогда мы бы могли говорить, что власть услышала свой народ!

Михаил Силантьев, председатель  Ассоциации фермеров Архангельской области