ЮРИЙ КИРИЛЕНКО: В ПРЕДДВЕРИИ XXVII СЪЕЗДА АККОР. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РФ

Член совета Некоммерческого партнерства (Ассоциации) КФХ И ЛПХ Амурской области «Дальневосточный аграрий», член совета по АПК при губернаторе Амурской области, глава КФХ «Деметра» с 1991 г. Ю.П. Кириленко высказывает свое мнение о роли и больших возможностях личных подсобных хозяйств  в решении двуединой задачи: увеличения объемов сельхозпроизводства и закрепления населения на сельской территории.

На конец, 80-х годов в Амурской области было 210 колхозов и совхозов, в которых работало 70 тысяч работников, не считая сферу инфраструктурного обслуживания АПК. В 2015 году, в 110 сельхоз организациях работает 8277 работников, 464 КФХ работает 1428 работников.

Основная часть жителей сельских территорий представлена 108 тысячами ЛПХ, 75% которых живут на натуральные доходы.В целом по России, согласно Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года «Доля занятых в основных отраслях сельской экономики с 2000 по 2013 год сократилось с 49% до23% общего числа занятых в сельской местности».

Думаю, что аналогичная картина, в той или иной степени, наблюдается в большинстве регионов России.

Государственная поддержка ЛПХ, представляющих основную часть сельских жителей области, по данным 2014 года, составляет менее 5% от всей господдержки сельского хозяйства области, при том, что в ЛПХ производится более 36% от валовой продукции сельского хозяйства области (в том числе картофеля 90%, овощей 86%, молока 74%, мяса 46%).

Для органов власти, мелкие и многочисленные ЛПХ, это постоянная головная боль, поэтому она старается их просто не замечать. Проще заплатить крупному инвестору компенсации из бюджета (не из своего же кармана), чем самому заниматься организационными вопросами развития культуры производства множества мелких собственников.

Для крупного капитала, ЛПХ - конкурент, занимающий целый сектор молочного животноводства.

Проблема самих ЛПХ заключается в недостаточной: грамотности; предприимчивости и организованности.

Согласно «Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года» утвержденной Правительством РФ 02 февраля 2015 г. №151 сельское население к 2030 году уменьшится не более чем на 5%.

Это значит, что структура трудовых ресурсов к 2030 году изменится не значительно, так как основная площадь пашни уже находится в обработке.

На уровне области, мы начали находить точки взаимопонимания по развитию ЛПХ с новым губернатором Амурской области А. Козловым, но очень многое зависит от позиции федеральных органов власти.

Согласно ФЗ от 29.11.2006 г. №264 – ФЗ аграрную политику РФ определяет МСХ РФ. В этом же ФЗ определяются три равноправных категории сельскохозяйственных товаропроизводителей: сельхозорганизации, КФХ и ЛПХ. В направлении развития КФХ и ЛПХ работает Департамент сельского развития и социальной политики МСХ РФ. В обязанности этого департамента входит разработка нормативных документов, в том числе по развитию ЛПХ.

Однако если мы откроем сайт МСХ РФ – Малые формы хозяйствования – Нормативные правовые акты, то понятие ЛПХ мы увидим только на уровне ФЗ от 07 июля 2003 г. №12 – ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

С 2003 года нет ни одного нормативного правого акта по развитию ЛПХ. В Департаменте сельского развития  также нет достаточного понимания процесса развития кооперации сельских производителей. Надо, наконец, понять, что кооперация сельских производителей это конечный продукт самоорганизации или организованной самоорганизации мелких сельских товаропроизводителей. Надо повышать уровень производственной культуры ЛПХ (единственного оставшегося ресурса развития сельской кооперации) и решать инфраструктурные вопросы, обеспечивающие их функционирование.

Общее отношение Министерства сельского хозяйства РФ к ЛПХ можно оценить по ответу, на обращение фермера к В.В Путину, подписанному одним из ответственных работников этого ведомства:

«В целом деятельность граждан ведущих личное подсобное хозяйство, является низко производительной. Как правило, ведение личного подсобного хозяйства осуществляется неимущими или малоимущими гражданами, нередко пожилого пенсионного или пред пенсионного возраста. Ряд граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, делают это вынужденно, для обеспечения существования семьи и в связи с отсутствием в селах вакансий».

Из уст ответственных работников Минсельхоза звучали и более категоричные заявления, что не имеет смысла вкладывать финансы в развитие ЛПХ, потому что они через 10-15 лет вымрут.

И это говорится о категории производителей, которые совместно с КФХ производят более 60% объема производства продукции сельского хозяйства. Как говорят на селе, нашим салом нам по нашим мусалам.

Поэтому считаю необходимым на XXVII съезде АККОР высказать позицию фермеров  об ошибочности и даже вредности подобных высказываниях аграрных чиновников о роли и возможностях личных подсобных хозяйств, особенно в нынешних сложных экономических условиях.

На конец, 80 –х годов в совхозах и колхозах области было 160 тысяч коров. В 2015 году в 14 сельхоз организациях осталось 6,5 тысяч коров, включая 2 мега фермы по 1200 коров. За 8 – лет развития, мега фермы не могут вывести на плановое поголовье.

В то же время в ЛПХ области находится 34 тысячи коров, которые дают половину товарного молока и являются одним из внебюджетных источников финансирования, направленных на развитие сельских территорий.

И здесь встает вопрос, что же хочет МСХ РФ?  Если России нужно молоко, займитесь культурой производства молока в ЛПХ, и вы зальете им всю Россию, на самом деле вопрос кроется в 35% дисконта инвесторам за счет федерального бюджета, который уже сегодня выдают за прямое поручение В.В. Путина.

МСХ РФ планирует строительство мега ферм на один миллион коров. При стоимости одного скотоместа в один миллион рублей появляется кругленькая сумма в один триллион рублей. При дисконте 35%, на кону стоит 350 миллиардов безвозмездных бюджетных рублей в карманы инвесторам.

ЛПХ в данном случае является прямым конкурентом. А что делают с конкурентом - его уничтожают, в данной ситуации пытаются уничтожить руками государства.

Я говорил и на XXV и на XXVI съездах АККОР, что ЛПХ являются базой развития фермерства, хочу к XXVII съезду добавить, что ЛПХ являются последним ресурсом развития сельской кооперации производителей. Только, решая вопросы развития культуры производства на уровне ЛПХ и создавая на уровне муниципалитетов необходимую инфраструктуру для их функционирования, мы можем решить вопросы развития сельской кооперации производителей.