ПРЕЗИДЕНТ АККОР ВЛАДИМИР ПЛОТНИКОВ ВЫСТУПИЛ С ДОКЛАДОМ НА СЪЕЗДЕ

В Москве продолжает работу XXVII съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). 

В его работе принимают участие более 800 делегатов и гостей из 70 регионов страны.

С докладом на Съезде о выступил Президент АККОР Владимир Плотников.

                                                Уважаемые крестьяне и крестьянки!

                                                             Уважаемые делегаты!

                                                                Уважаемые гости!

В Послании Федеральному Собранию Президент России В.В.Путин дал высокую оценку труда селян, поставил перед АПК задачи национального уровня.

Президент особо подчеркнул: «Чтобы решить такие масштабные задачи, надо сосредоточить ресурсы на поддержке прежде всего тех хозяйств, которые демонстрируют высокую эффективность. Именно на таких принципах должна строиться программа развития АПК, я имею в виду и крупные, и средние, и мелкие предприятия – все должны быть эффективными».

Фермеры подтверждают свою эффективность делом. Доля нашего сектора в общем объеме сельхозпродукции становится все более весомой.

В прошлом году фермеры снова увеличили производство зерновых. Урожай составил 27,5 млн. тонн.

Увеличилось и производство подсолнечника. Сегодня фермеры дают третью часть его общероссийского производства.

Как и в прошлые годы, КФХ показали наивысшие темпы роста производства молока – более 6 процентов.

Но эти показатели учитывают результаты труда не всех фермеров. Хозяйства многих наших коллег имеют статус ООО, СПК и т.д. и называются «ООО «Крестьянское хозяйство Егоров», «СПК КФХ «Сергеев В.В.» и т.д.

Они как были, так и остаются фермерами, но их продукцию статистика к фермерской не относит. Она идет в раздел сельхозорганизаций. И считается, что фермерская доля в производстве составляет всего 10%.

А на самом деле весь фермерский уклад, с учетом малых и микропредприятий произвел 52% зерна, 58% подсолнечника.

Картофеля произведено почти в 2 раза больше, чем в крупных сельхозпредприятиях.

Фермеры вместе с ЛПХ содержат 69% поголовья КРС, включая 73,5% коров, 94,7% овец и коз.

А нам уже 15 лет все говорят о каких-то 10 процентах!

И все эти показатели достигнуты в сложнейших финансово-экономических условиях. Фермеры вновь показали, что они обеспечивают самый высокий прирост производства сельхозпродукции.

Казалось бы, фермерам должен быть создан самые благоприятные, самые лучшие предпринимательские условия. А как на самом деле?

Вот официальная статистика: только за прошлый год в стране было вновь создано почти 29 тысяч КФХ. Можно только радоваться, что в фермерское движение приходит новое поколение крестьян.

Но при этом закрылось 30 тысяч КФХ. На 1 января 2016 года в стране насчитывалось 215 тыс. 218 хозяйств. Почти на 1 тыс. меньше, чем в 2015. А за 4 года закрылось 93 тысячи фермерских хозяйств. Куда же они деваются?

Как ни парадоксально, многие из них уходят в ЛПХ. Вопрос – почему? Казалось бы, должно быть наоборот – крупные товарные личные подворья должны перерегистрироваться в КФХ, но в жизни получается вот так.

Вчера состоялся большой разговор с участием министра А.Н.Такчева, глав департаментов министерства, других руководителей о современных проблемах фермерского движения. Обсуждался широкий круг вопросов. Все они укладываются в 6 крупных направлений:

  1. Административное давление.
  2. Государственная поддержка.
  3. Цены и тарифы естественных монополий
  4. Сбыт произведенной продукции.
  5. Земля.
  6. Развитие сельских территорий.

Об этом и пойдет речь дальше.

Как ни парадоксально, на первое место вышло невыносимое административное давление.

Фермер не успевает отбиваться от контролеров, проверок, предписаний, требований, отчетов.

То надо срочно провести аттестацию рабочих мест. Не успел закончить с аттестацией, как наехали экологи – срочно обновляй экологический паспорт. Дальше – разбирайся с налоговиками.

Уехали налоговики – приехали транспортники. Проверяют тахографы. А за ними ветеринары тоже проверяют, начиная с бродячих собак и кончая теплым санпропускником в соответствии с требованиями 1986 года.

А тут еще оформляй путевой лист на перевозку крупногабаритных и тяжелых грузов и согласовывай в областном ГАИ маршрут движения.  

Новая напасть – надо лицензировать даже незначительные объемы хранения навоза и помета, которые относят к веществам 3-го класса опасности.

И такая карусель изо дня в день!

И везде поборы, и за все плати!

Кошмарят не только действующие хозяйства, но и начинающих фермеров. Не успел крестьянин получить грант – плати налоги. Начинают наезжать многочисленные инспектора и контролеры.

В результате люди вынуждены отказываться от грантов, и даже квартиры продают, чтобы вернуть. Такие вопиющие случаи уже имели место в Ленинградской области, Краснодарском и Ставропольском краях.

Все эти наезды - не отдельные случаи, они начинают приобретать массовый характер. Этот пресс давит на фермеров всё сильнее. Вот на что вынуждены тратить свое время, свою энергию фермеры. И самое печальное, что все эти проверяющие и контролеры имеют мандат государства и действуют от имени государства.

Вот именно поэтому многие фермеры вынуждены переходить в ЛПХ, спасаться там. И таких сегодня по стране – тысячи.

О личных подсобных хозяйствах хочу сказать особо.

Они производят огромную долю продовольствия. Они являются дополнительным или основным источником доходов для миллионов сельских жителей, среди которых работники сельского хозяйства, служащие, сельские учителя и врачи, пенсионеры, безработные.

Раньше личное подворье десятками нитей было связано с колхозами и совхозами. Теперь на их место приходит фермер, или как теперь говорят – опорный фермер, который поможет техникой, транспортом, сеном, зерном, даст работу соседям-односельчанам.

Трудно переоценить ту роль, которую играют такие фермеры в сельской жизни. Есть 2-3 фермера в селе – у людей появляются дополнительные возможности вести хозяйство и получать дополнительный доход. Благодаря этому многие еще остаются в деревне.

Сегодня высказываются мнения, что ЛПХ надо ограничивать - по земельным площадям, по поголовью и т.д. Но ограничивать надо не ЛПХ, а административное давление, поборы. Тогда и фермеры не будут уходить в ЛПХ, и крупные товарные ЛПХ сами будут регистрироваться в КФХ и работать в белую.

Сегодня данная проблема административного давления – самая ключевая. Это подтвердил и опрос фермеров, проведенный АККОР накануне съезда. Эту проблему отметили почти все опрошенные - 97%.

 

Уважаемые коллеги!

Второе направление – это государственная поддержка.

Господдержка фермерских хозяйств предусмотрена Госпрограммой и в первую очередь двумя фермерскими подпрограммами – по начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам. Особняком здесь стоит погектарная поддержка. С нее и начнем.

Фермеры были ее инициаторами. Это простой и понятный для крестьян механизм. Но практика его применения в последние 3 года дает серьезные сбои. Только 15% фермеров ее получают – но это в среднем. По стране же картина пестрая.

Скажем, в Омской области погектарные субсидии получили 47% фермеров, в Алтайском крае – 37%, а в Дагестане – 0,2 процента. В Бурятии – всего один фермер. В той же Московской области субсидии получили 4 фермера из 100 обратившихся, в Марий-Эл – 5, в Карелии 1.

В регионах установили фильтр, чтобы отсеивать фермеров. Вот обращение из Петровского района Ставропольского края – там в прошлом году увеличили число обязательных документов для получения поддержки на 1 га увеличили с 8 до 12.

Надо представить справки

- о росте зарплаты работников в течение 2-х лет;

- о полном внесении удобрений в соответствии  с нормами;

- об обеспечении урожайности с 1 га не ниже 80% от среднего показателя;

- об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам;

- об отсутствии фактов сжигания стерни, пожнивных остатков и нарушений правил пожарной безопасности.

И так далее – всего 12. И за каждой справкой надо ехать в район, а то и область.

В результате – в 2014 году из 82 фермеров района получили поддержку 38 человек, а в прошлом – всего 19. Освободившиеся средства пошли на поддержку крупным.

Наше предложение следующее – убрать все эти ограничения и предоставлять всего 2 документа: первый - заявка на получение субсидии и второй - отчет по итогам года, подтверждающий использование земли.

Надо повысить размеры поддержки на 1 га, и главное – ввести региональный коэффициент на природно-климатические условия. Там где они сложнее – поддержка должна быть больше, а не наоборот, как сейчас. Уровень поддержки в Краснодарском крае не должен быть выше, чем в Оренбургской или Вологодской областях.

Вчера министр А.Н.Ткачев подтвердил, что понимает проблему и обещал решить вопрос справедливого распределения средств на погектарную поддержку по регионам.

Во-вторых, подпрограммы – по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм.

Польза от этих программ очевидна, востребованность со стороны крестьян огромная. И в прошлом году государство пошло на увеличение поддержки - на гранты молодым фермерам в бюджет было заложено 3,2 млрд. На 2016 год планируется 3,9 млрд.

Идет увеличение и на программу по семейным фермам – с 3 млрд. до 3,4 млрд рублей.

Рост есть, но все равно – средств крайне недостаточно. На все семейные фермы России выделяется столько же средств, сколько на один-два крупных животноводческих комплекса.

В прошлом году заявок набралось уже на 25 млрд руб. Грант достается одному из 10 желающих. То есть создаем одно фермерское хозяйство, а могли бы создать в разы больше.

Есть поучительный опыт некоторых регионов, и в частности, Татарстана. В свое время эта республика одна из первых в стране взялась за развитие крупных агрохолдингов. А сегодня она первая развивает семейные фермы и помогает ЛПХ.

Принята программа, по которой уже создано полторы тысячи семейных ферм. В республике действует механизм поддержки ЛПХ – если в хозяйстве есть три коровы – крестьянин может написать заявление, что через 3 года увеличит поголовье до 8 коров, и получает 200 тысяч рублей.

Такая политика дает реальные результаты. Удельный вес малых хозяйств в производстве неуклонно растет – в прошлом году они произвели 53,8% всей сельхозпродукции.

Пошел значительный рост производства молока в семейных фермах. Татарстан обогнал уже Краснодарский край, который на протяжении десятилетий лидировал в производстве молока в стране.

В-третьих - это участие фермеров в инвестиционных проектах.

Сегодня проводится жесткий курс на допуск к ним исключительно крупных сельхозпроизводителей. И это вопреки позиции Президента, что государственные средства в первую очередь надо давать тем, кто обеспечивает наивысшую эффективность – и крупным, и средним, и мелким предприятиям.

Критерии отбора инвестиционных проектов определяет приказ Минсельхоза №318. В соответствии с ним по молочному животноводству принимают проекты ферм минимум на 400 коров. На эти проекты выделены десятки миллиардов рублей.

Но статистика за последние 5 лет в сельхозорганизациях, несмотря на всю поддержку, спад по коровам на 460 тыс. голов, а у фермеров - прирост на 400 тыс., в среднем за год по 80 тысяч коров. Крупные комплексы и близко не стоят.

Надо снизить порог с 400 коров хотя бы до 50, подготовить типовые проекты – и будет быстрый реальный результат, пойдет реальное молоко. Только оно вытеснит и пальмовое масло, и весь фальсификат, которыми заполнены наши прилавки.

Такая же история по теплицам. 90% овощей производят ЛПХ и фермеры, но предписано рассматривать проекты площадью более 3 га. Надо снизить хотя бы до 1 га и упростить порядок прохождения проектов - будет реальная отдача.

Есть программа строительства оптово-распределительных центров, она тоже ориентирована на крупный бизнес. Но есть великолепный пример в Новгороде. Там успешно работает такой центр на 15 тыс. тонн. Создали его фермеры на кооперативной основе, подтянули ЛПХ. Хранят, моют, фасуют продукцию. Наладили поставки в сети, обеспечивают Новгород и дркгие города.

Вот такие центры и надо строить, а мы занимаемся гигантоманией. Но подобные примеры единичны. Почему построили? Потому что Президент  поддержал фермеров и сказал – постройте.

Надо использовать этот опыт строительства объектов на 10-15 тысяч тонн и широко использовать. Не ждать же указания Президента по каждому случаю.

В-четвертых. Кредитование и субсидирование процентной ставки. По нашему опросу, о недоступности кредитных ресурсов говорят 90% фермеров.

На субсидии по кредитам расходуется порядка 40% аграрного бюджета. Но эти средства в основном опять идут крупному агропроизводству. Мегафермы набрали кредитов уже на 2 трлн. рублей. А малому агробизнесу достаются крохи – порядка 0,7 процентов. Более того, кредитов вообще не дают, а если дают, то под огромный процент – в прошлом году они доходили до 20% и выше.

Вопросы кредитования специально прорабатывали с РСХБ. Считаем, что банк начал предпринимать шаги в правильном направлении по вопросам кредитования малого бизнеса. Это касается и заявок на кредиты, и реструктуризации задолженности, снижения сроков рассмотрения заявок и т.д.

Чтобы изменить ситуацию с кредитованием в условиях дефицита кредитных ресурсов, необходимо, чтобы Центробанк совместно с другими банками определили лимит на кредитование малого сектора АПК. Справедливой считаем квоту в 30%.

Сейчас разработан новый механизм краткосрочного кредитования, который предусматривает выделение кредитов под 5% годовых и компенсацию банкам выпадающих доходов. Но его надо запускать не с 1 июля, а сейчас.

Надо давать такие кредиты малому и среднему агробизнесу в рамках лимита, чтобы они сработали уже в нынешнюю посевную кампанию.

Росагролизинг такую практику уже использует. По технике ставка равна 3%, по племенному скоту – 0,5%. Это выгодно фермеру, они получают реальную пользу – деньги расходуются по назначению. И важно, чтобы эти деньги выделялись без задержки. Мы активно работаем с Росагролизингом, реализуем совместную программу и рассчитываем на расширение сотрудничества.

Все в этом зале чувствуют, насколько остро стоит сегодня проблема обновления сельхозтехники. Техника старая, только на ремонт ежегодно расходуется 65 млрд рублей. А запчасти дорожают, по некоторым их видам цены за год выросли в 5-7 раз. Как результат – не удается выполнять работы в лучшие агрономические сроки. Отсюда большие потери.

Поддерживаем предложение Д.А.Медведева, что нужно увеличить объем компенсации производителям сельхозтехники, которая идет на ее удешевление, и  надеемся что 10 млрд руб. будет выделено.

В-пятых, господдержка фермерам осуществляется по линии страхования. Но если на чистоту - сегодня страховые компании защищают собственные интересы, а не крестьянина. Придумывают любые предлоги, лишь бы не платить страховку. Не удивительно, что только 2% КФХ пользуются услугами страхования. Да и сельхозорганизаций застраховано всего 13%. Считаю, – это приговор нынешней системе агрострахования.

Может быть вместо того, чтобы латать тришкин кафтан, лучше обратиться к международному опыту, в частности Казахстана, где действует механизм обязательного страхования с государственным участием. Думаю, польза будет и крестьянству, и стране.

 

Уважаемые коллеги!

Третье направление – цены и тарифы естественных монополий. Стоимость ГСМ, электричества, газа, минудобрений, запчастей, транспортные тарифы растут значительно быстрее, чем закупочные цены на сельхозпродукцию.

Никто не может объяснить, почему в Ярославской области в прошлом году, сельхозтоваропроизводители платили 5,7 рублей, а промышленные предприятия 2,5 рублей за один киловатт, в Курской области - 5,6 и 2,5, в Курганской области - 6,1 и 2,5 рублей. Вчера подобную проблему поднимал и фермер из Вологодской области. Почему, в дополнение ко всем напастям, крестьянин должен быть еще и донором металлургии, нефтянки, химической промышленности, которые гонят свою продукцию за рубеж.

Надо разобраться на государственном уровне и решить этот вопрос.

Тот же экспорт удобрений при нынешнем курсе рубля сверхвыгоден! Уже 86% вывозим, так что же – все вывезем?

Ценовая чехарда на минеральные удобрения не позволяет нам самим увеличить их внесение. Мы уже много лет топчемся в районе 2,5 млн действующего вещества. А надо в разы больше. Это же огромный резерв повышения объемов производства зерна, кормов, овощей, который мы никак не можем задействовать.

До начала посевной кампании остались считанные дни. И как всегда для крестьянина эта главная задача - со многими неизвестными.

Какая будет цена на ГСМ, на технику, на удобрения – неизвестно. Какая будет цена на выращенную продукцию – неизвестно. Какая будет господдержка. Какие проценты по кредитам.

Правила меняются каждый год. А о долгосрочных прогнозах по ценам, по конъюнктуре рынка – остается только мечтать.

Но сеять все равно надо, и крестьянин, опять будет своим трудом прикрывать все прорехи нашего законодательства, нашего управления, нашего ценообразования.

Недавно мы провели конференцию по вопросам доходности. Общее мнение ее участников: один из главных факторов низкой доходности – диспаритет цен. А потому его устранение должно стать приоритетом для государства.

В первую очередь рост цен и тарифов на продукцию естественных монополий не должен превышать уровня инфляции.

Второе. Обеспечить, чтобы тарифы по электроэнергии для сельхозтоваропроизводителей данного региона не превышали тарифы для промышленных предприятий, либо тарифы для сельского населения.

Третье. Подключение сельхозтоваропроизводителей к сетям осуществлять на бесплатной основе.

 

Уважаемые коллеги!

Четвертое направление связано с реализацией произведенной продукции

В.В.Путин, подводя итоги прошлого года, отметил: главное, что сделало государство для поддержки сельского хозяйства – это существенные ограничения в поставках импортного продовольствия.

Действительно, внутренний рынок не на словах, а на деле расчищается для отечественного производителя. Это и есть важнейшее условие для импортозамещения, для форсированного наращивания производства.

Казалось бы – появились огромные возможности: развивай производство, заполняй освободившиеся ниши, но на самом деле колоссальные трудности со сбытом испытывает почти каждый производитель.

И первая состоит в том, что условия диктуют торговые сети. Они - главнее Минсельхоза, главнее власти.

Именно торговые сети определяют аграрную политику, решают, у кого брать продукцию, а у кого не брать и по какой цене.

В феврале 2015 года Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) рапортовала:

«…доля российских товаров в сетевых магазинах с момента введения продовольственного эмбарго выросла с 1-2 до 10 процентов». Для этого были сделаны все возможные шаги в поиске новых поставщиков. «Однако все, что можно было найти в нужном объеме и качестве у российских производителей, закупалось и до введения эмбарго, а новых предложений появилось не так много».

По мнению торговых сетей – нет в России достойной продукции. А на ту, что есть, устанавливают такие наценки, которые формируют им огромные доходы. К примеру, наценка на яйца 50% - и только за то, чтобы расставить их на полках в торговом зале. То же самое по овощам, фруктам, другим видам продукции.

В результате цены на продовольствие только за прошлый год выросли на 20%. А для фермера цены на прежнем уровне и даже упали. Лук картофель – значительно дешевле, чем в прошлом году.

А прибыль сетевых супермаркетов «Лента» выросла на 30%, «Икс5 ритейл групп» - на 27%, «Магнита» - на 24,5%.

Вот такой у них «успешный» бизнес за счет потребителей и сельхозпроизводителей.

Стоит ли удивляться, что всесильные торговые сети успешно блокируют рассмотрение закона о торговле, призванного ослабить их диктатуру.

Не бедствуют и переработчики. Приведу лишь один пример: надбавка при переработке молока компании «Данон» во Франции составляет в среднем 11%, а в России – 40%. Спрашивается, на каком основании?

Фермерам остается одно – развивать собственную инфраструктуру сбыта – сельскохозяйственную потребительскую кооперацию.

Кооперация – это всегда повышение эффективности. Это вытеснение многочисленных жирующих посредников. Это повышение конкурентоспособности. Это повышение доходности для производителей.

Разве мало аргументов, чтобы ей заниматься серьезно на государственном уровне. Тем более, что весь мировой опыт свидетельствует, что без кооперации полноценное развитие сельского хозяйства невозможно

Мы благодарны нашему Министерству за то, что принята Программа поддержки кооперативов. Но финансируется она чересчур скромно – в 15 году около 400 млн. рублей. Это менее чем 0,02% (две сотых процента) от федерального бюджета на АПК. 2016 году сумма увеличена до 900 млн., министр сказал, что будет 1 млрд. Но понятно, что и этого мало для решения проблем кооперации.

Надо увеличить финансирование программы, расширять ее направления, оказывать поддержку максимальному числу начинающих кооператоров.

Многое зависит и от регионов. Только в Липецкой области за те же 3 года создано 600 кооперативов. Хороший опыт есть в Саха-Якутии, Татарстане, Краснодарском крае, в Астраханской и Новгородской областях и т.д. И его нужно развивать по другим регионам.

Сейчас идет подготовка Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Мы предложили записать в нее: к 2030 году охватить различными формами сельхозкооперации, до 50% субъектов малого агробизнеса. И этот показатель весьма скромный. В странах Европы он достигает 80-100%. А столыпинская реформа дала России около 50 тысяч кооперативов, объединявших 14 миллионов крестьян. И тогда Россия, к примеру, занимала 1 место по экспорту сливочного масла, а сегодня – мы лидеры по его импорту.

Имя Столыпина полностью реабилитировано, в Москве ему воздвигнут памятник. Но более значительным и величественным памятником ему станет возрожденная крестьянская кооперация.

 

Уважаемые коллеги!

На вчерашнем заседании самая длинная очередь к микрофонам была при обсуждении вопросов о земле. Это и есть главный вопрос.

Порядка в земельных отношениях по-прежнему нет. Сегодня здесь процветают разного дельцы, аферисты, рейдеры, которые при попустительстве или при соучастии местных властей крушат законы и насаждают свои понятия о земельных отношениях.

Для них земля – объект спекуляции – скупить подешевле, продать подороже или пусть пока земля полежит.

А каков результат?

У значительной части фермеров земля как следует не оформлена, работают на свой страх и риск, на птичьих правах. Многие арендуют. Но когда завершается срок аренды, вопрос решается далеко не в пользу фермера.

Сколько мы убеждаем - если фермер работает на арендованном участке, купил технику, скот, взял кредиты – продлите ему аренду без всяких торгов. И это должно быть принято на законодательном уровне. Все понимают, но решение снова и снова откладывается. Обращаемся к присутствующим на съезде депутатам – ускорить решение этого вопроса.

В стране пустуют огромные площади, но подступиться к ним невозможно. Причины понятны – есть более выгодные претенденты.

Приоритет в земельных отношениях отдается так называемому крупному инвестору – богатому и щедрому на подачки. Его ждут как манны небесной. Ему готовы отдать всю землю – и бесхозную, и хозяйскую.

Да и само законодательство, зачастую, потворствует таким действиям. В последнее время выходит много разного рода нормативно-правовых актов, но порядка не становится больше. Наоборот, земля становится еще более недоступной для крестьян.

Надо активнее развивать новые технологии земельных отношениях, использовать спутниковое наблюдение, космическую съемку, реперные точки. Но главное в том, что приоритетом земельной политики должен стать крестьянин.

Никто кроме крестьянина, который живет и работает на земле, не сбережет ее, никто не позаботится о ней. Она для него кормилица на веки.

 

Уважаемые коллеги!

Шестое направление – развитие сельских территорий.

Сегодня наши сельские территории далеки от благополучия, мы сами из села и видим, что происходит. Социальные показатели села остаются рекордно низкими. Только с 2010 по 2015 годы количество сельских школ сократилось более чем на 45%, больниц – более чем на 22%.

По уровню оплаты труда аграрный сектор находятся на одном из последних мест. К большому сожалению, отрасль лидирует по уровню безработицы и бедности. Продолжается массовый отток из села. Кто еще не уехал, думает, когда и куда уехать.

Очевидно, что после десятилетий исхода сельского населения, массового возвращения людей в опустевшие деревни уже не будет. И богатый инвестор в каждый хутор не придет. Не спасут село и мигранты

Надежда только на фермера, на крестьянские семейные хозяйства. Альтернативы им просто нет. Только фермер обеспечит возрождение сельских территорий на десятилетия.

Но это проблема не только крестьян, не только деревни. Сегодня ее спасение – это проблема всей страны, ее безопасности, ее будущего.

В последние время у нас принято объявлять какую либо значимую проблему главной в году. 2016 год у нас – год кино, прошлый был годом литературы. Был у нас год культуры, год семьи.

Спору нет, эти проблемы очень важны. Но думаю пришло время объявить следующий год – годом крестьянина, годом российской деревни.

Нужны объединенные усилия ученых, писателей, общественных деятелей, всего общества по спасению деревни.

Это общенациональная проблема и решать ее надо сегодня. Завтра может быть поздно.

 

Уважаемые коллеги!

Ход развития фермерского движения, положение дел на селе во многом зависит от усилий, которые предпринимает головная аграрная организация страны – наша Ассоциация российских фермеров АККОР.

У вас на руках отчет о проделанной с прошлого съезда работе. Это позволяет мне сосредоточить внимание лишь на некоторых оргвопросах.

Первое. Укрепление нашей Ассоциации. Есть хорошие примеры, когда организации растут, работают активно, наращивают численность, свое влияние чувствуется далеко за пределами своей республики, области, края.

Особо хочу сказать о волгоградском опыте. Здесь большую поддержку фермерам оказывают губернатор А.И.Бочаров, первый зам губернатора А.И.Беляев, председатель областного комитета по сельскому хозяйству В.В.Иванов. За короткие сроки организация значительно активизировала работу, численность выросла на 1 тысячу человек.

Есть и другие позитивные примеры - организации Кубани, Татарстана, Ставрополья, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областей. В каждом регионе необходимо работать также. Если мы сильны и организованнее, голос фермерства более весом

Второе. Нынешний год – год выборов депутатов Государственной Думы, в региональные и местные органы. АККОР по традиции активно участвует в выборных кампаниях. По итогам прошлого года 1750 фермеров стали депутатами различных уровней, главами сельских поселений и районных администраций. Это почти в 2 раза больше, чем в 2014 году.

Избирательную кампанию необходимо использовать, чтобы максимально доводить позицию АККОР до сельских избирателей, идти во власть и отстаивать интересы фермеров.

Большое значение в этой работе имеет постоянное взаимодействие с партией Единая Россия. Она – наш главный политический партнер, надежная площадка для решения наших вопросов. Мы вместе работаем. Единая Россия помогает нам в реализации, предложений, поддерживает законодательные инициативы.

Необходимо и далее взаимодействовать с Общероссийским народным фронтом, с нашими давними партнерами - профсоюзом работников АПК, Агропромсоюзом, отраслевыми союзами и ассоциациями, с ОПОРОЙ России и другими.

Третье. Мы поддерживаем фермерские объединения под эгидой АККОР. Активно работает Движение сельских женщин России – руководитель Н.В.Безбудько.

В октябре был создан Молочный клуб АККОР. Возглавил его А.В.Саяпин. В повестке дня выработка предложений по развитию молочной отрасли, поддержке семейных ферм.

В настоящее время идет работа по созданию молодежного клуба АККОР. приветствуем и другие подобные инициативы, в том числе и на уровне регионов.

Четвертое. Взаимодействие с региональными властями и федеральными органами. В первую очередь с Минсельхозом России и аграрными департаментами, министерствами и департаментами на уровне регионов, с депутатским корпусом в центре и на местах. Опыт такого взаимодействия богатый, и его надо наращивать. Хорошее взаимодействие сложилось с Уполномоченным Президента по защите прав предпринимателей.

В своем Послании В.В.Путин особо отметил, что будет запущена специальная программа президентских грантов для поддержки НКО, работающих в малых городах и сёлах. АККОР должна активно участвовать в этой программе, вырабатывать предложения, чтобы общественные активисты-аграрники по максимуму получали гранты.

 

Уважаемые коллеги!

Классик русской литературы Валентин Распутин точно сказал о крестьянстве, что оно - символ России, ее опора. «С него начиналась Русь, им она и жила».

Сегодня наследником и продолжателем крестьянских традиций и устоев по праву является фермер.

Именно фермерский уклад сегодня – не только хочет, но и способен на деле сохранять и возрождать российскую деревню,

- чтобы она наконец-то обрела надежду, распрямилась,

- чтобы в нее вернулись радость и достаток,

- чтобы она в полной мере проявила свои могучие созидательные силы.

Уверен, что Ассоциация российских фермеров сделает всё, чтобы защищать интересы крестьянства, нашей российской деревни,чтобы полностью использовать огромные аграрные ресурсы страны на благо российского народа!