Правительство РФ планирует расширить перечень молочной продукции, которая будет закупаться в государственный интервенционный фонд. В частности, речь идет о сырах и питьевом стерилизованном молоке.
Проект закона был опубликован 11 июля этого года. До 25 июля будет продолжаться его обсуждение и внесение корректировок. Планируется, что нововведение вступит в силу 1 января 2017 года.
Перечень продукции, закупаемой с целью интервенций, с 2009 года состоит из семи позиций, куда входят три вида сыров, сливочное масло, стерилизованное и сухое молоко двух видов. На сегодняшний день в интервенционный фонд закупают только сливочное масло, сухое сублимированное цельное и обезжиренное молоко. Теперь он может пополниться частично обезжиренным молоком, полутвердыми и твердыми сырами. Список расширяется до 11 видов молочной продукции.
Решение о сроках проведения закупочных интервенций Министерство сельского хозяйства РФ планирует принять к осени.
Как сообщал ранее Минсельхоз, "целью проведения интервенций является снижение эффекта сезонности на рынке сырого молока, сглаживание закупочных цен в регионах, в наибольшей степени подверженных сезонным колебаниям цен на молоко".
Напомним, МСХ определил минимальные цены для молочных интервенций в этом году из расчета в 20 тысяч 210 рублей за тонну сырого молока, произведенного на территории РФ.
Интервенции планируется провести в 9 регионах, в которых наибольшая волатильность цен и объемов поступления молока в период "большого молока".
Общий объем интервенций составит 10 тысяч тонн. Это позволит на 50% сократить те колебания цен, которые происходят в отобранных для проведения интервенций регионах. Речь идет Башкирии, Татарстане, Удмуртии, Алтайском крае, Оренбургской, Саратовской, Омской, Новосибирской и Белгородской областях.
Сумму закупок Минсельхоз оценил в 3 млрд рублей.
На сколько оправданы с экономической точки зрения подобные меры? Смогут ли они оказать эффективного влияния на внутренний рынок? Об этом комментарий заместителя директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Ольги Башмачниковой.
- Важно, чтобы интервенции, будучи объявлены на фасованную молочную продукцию и продукт переработки молока, поддерживали не только переработчиков, а именно производителей сырого молока. Как интервенции будут работать на сохранение цен для производителей – покажет время. Что можно точно сказать – тот факт, что произведенные дополнительные объемы молочной продукции в связи с большими объемами молока в летний период будут гарантировано выкуплены, безусловно, простимулирует переработчиков, вопрос по какой цене будет куплено сырое молоко с ферм.
Как известно, в прошлом году на Алтае закупочные цены на молоко опускались до 8 рублей. По такой цене посредники приезжали к фермерам и ЛПХ и скупали молоко. Подобная структура сбыта убивает молочное животноводство. Цена должна позволять ферме поддерживать свою экономику и развивать технологии. Демпинг не стимулирует увеличение поголовья коров. Ценовые закупочные риски относятся к малым производителям в большей степени.
Если брать аналогию с зерновым рынком - то проведение интервенций - это создание ориентиров для установки цен на рынке. Когда цены на зерно падают и сельхозтоваропроизводители начинают терпеть убытки, а в это же время нужно гасить кредиты и вести полевые работы - интервенции помогают выровнять цены, поднять их. Инструмент действует не только для тех, у кого будет закуплено зерно. Эффект здесь мультипликативный.
Как будет с «молочными реками» покажет время. В решении научно-практической конференции, которую проводило фермерское сообщество в декабре 2015 года, предложение о запуске молочных интервенции включено.
Много говорится сегодня о целевом импорте молочной продукции, позволяющем держать цены интересные для потребителей. Здесь следует отметить, что пока есть санкции, нужно развивать свое производство и использовать это время, для того чтобы «застолбиться» на рынке. Конкуренция нужна и когда санкции закончатся, импорт восполнит недостаток молочных продуктов, но важно, чтобы за этот период потребность в импорте стала гораздо меньше. Когда импорт присутствует на рынке – руководители отечественных сельхозпредприятий задумываются о рациональности и размере инвестиционных издержек, особенно на мегафермах. Чтобы «быть в рынке», необходимо оптимизировать систему затрат. Поэтому конкуренция нужна.
Резервный фонд также необходим, он служит временной базой для хранения продукции, которая будут выброшена на рынок в другой период. Но своевременный выкуп больших объемов поможет использовать полученный избыток молока в летний период. Должно сработать для всех.