ОЛЬГА БАШМАЧНИКОВА: ВАЖНО, ЧТОБЫ ИНТЕРВЕНЦИИ ПОДДЕРЖИВАЛИ НЕ ТОЛЬКО ПЕРЕРАБОТЧИКОВ, А ИМЕННО ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЫРОГО МОЛОКА

Правительство РФ планирует расширить перечень молочной продукции, которая будет закупаться в государственный интервенционный фонд. В частности, речь идет о сырах и питьевом стерилизованном молоке.

Проект закона был опубликован 11 июля этого года. До 25 июля будет продолжаться его обсуждение и внесение корректировок. Планируется, что нововведение вступит в силу 1 января 2017 года.

Перечень продукции, закупаемой с целью интервенций, с 2009 года состоит из семи позиций, куда входят три вида сыров, сливочное масло, стерилизованное и сухое молоко двух видов. На сегодняшний день в интервенционный фонд закупают только сливочное масло,  сухое сублимированное  цельное и обезжиренное молоко. Теперь он может пополниться частично обезжиренным молоком, полутвердыми и твердыми сырами. Список расширяется до 11 видов молочной продукции.

Решение о  сроках проведения  закупочных интервенций  Министерство сельского хозяйства РФ планирует принять к осени.

Как  сообщал  ранее  Минсельхоз,  "целью  проведения  интервенций является снижение эффекта сезонности на рынке сырого молока, сглаживание закупочных цен в  регионах, в наибольшей  степени подверженных  сезонным колебаниям цен на молоко".

Напомним, МСХ  определил  минимальные  цены  для  молочных интервенций в этом году из расчета в 20 тысяч 210 рублей за тонну сырого молока, произведенного на территории РФ.

Интервенции планируется провести в 9 регионах, в которых наибольшая волатильность цен  и  объемов  поступления  молока  в период  "большого молока".

Общий объем интервенций составит 10 тысяч тонн. Это позволит на 50% сократить  те  колебания  цен,  которые  происходят  в отобранных  для проведения интервенций  регионах. Речь  идет Башкирии,  Татарстане,  Удмуртии, Алтайском  крае, Оренбургской, Саратовской, Омской, Новосибирской и Белгородской областях.

Сумму закупок Минсельхоз оценил в 3 млрд рублей.

На сколько оправданы с экономической точки зрения подобные меры? Смогут ли они оказать эффективного влияния на внутренний рынок? Об этом комментарий заместителя директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Ольги Башмачниковой.

- Важно, чтобы интервенции, будучи объявлены на фасованную молочную продукцию и продукт переработки молока, поддерживали не только переработчиков, а именно производителей сырого молока. Как  интервенции будут работать на сохранение цен для производителей – покажет время. Что можно точно сказать – тот факт, что произведенные дополнительные объемы молочной продукции в связи с большими объемами молока в летний период будут гарантировано выкуплены, безусловно, простимулирует переработчиков, вопрос по какой цене будет куплено сырое молоко с  ферм.

Как известно, в прошлом году на Алтае закупочные цены на молоко опускались до 8 рублей. По такой цене посредники приезжали к фермерам и ЛПХ и скупали молоко. Подобная структура сбыта убивает молочное животноводство. Цена должна позволять ферме поддерживать свою экономику и развивать технологии. Демпинг не стимулирует увеличение поголовья коров. Ценовые закупочные риски относятся к малым производителям в большей степени.

Если брать аналогию с зерновым рынком - то проведение интервенций - это создание  ориентиров для установки цен на рынке. Когда цены на зерно падают и сельхозтоваропроизводители начинают терпеть убытки, а в это же время нужно гасить кредиты и вести полевые работы - интервенции помогают выровнять цены, поднять их. Инструмент действует не только для тех, у кого будет закуплено зерно. Эффект здесь мультипликативный.  

Как будет с «молочными реками» покажет время. В решении научно-практической конференции, которую проводило фермерское сообщество в декабре 2015 года, предложение о запуске молочных интервенции включено.

Много говорится сегодня о целевом  импорте молочной продукции, позволяющем держать цены интересные для потребителей. Здесь следует отметить, что пока есть санкции, нужно развивать свое производство и использовать это время, для того чтобы «застолбиться» на рынке. Конкуренция нужна и когда санкции закончатся, импорт восполнит недостаток молочных продуктов, но важно, чтобы за этот период потребность в импорте стала гораздо меньше. Когда импорт присутствует на рынке   – руководители отечественных сельхозпредприятий  задумываются о рациональности и размере инвестиционных издержек, особенно на мегафермах. Чтобы «быть в рынке», необходимо оптимизировать систему затрат. Поэтому конкуренция нужна.

Резервный фонд также необходим, он служит временной базой для хранения продукции, которая будут выброшена на рынок в другой период. Но своевременный выкуп больших объемов поможет использовать полученный избыток молока в летний период. Должно сработать для всех.