ВРЕМЕННЫЙ УСПЕХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ: ЧТО ИХ ЖДЕТ ДАЛЬШЕ?

Вы же помните, как буквально на глазах заводы превращали в торговые центры? Наверное, вы и сами с горечью говорили, что производства в стране больше нет, все везем из-за рубежа. Последние 2 года показывают, что не все потеряно. Лично мне всякий раз греют душу новости об открытии новой фермы, предприятия, нового производства. Производства, а не торгового бутика.

Вот в Астраханской области запустили завод по производству томатной пасты. Это будет большой комплекс с теплицами для выращивания помидоров и завод по переработке. Российская рыба будет экспортироваться в Китай. Сразу в двух регионах, в Татарстане и на Урале, увеличивают поголовье коз. В первом производят треть козьего молока в России, во втором – начинают выпускать козий камамбер. Каждый житель Дальнего Востока может получить гектар земли. А чего стоит рекордный урожай зерновых? Безусловно, чтобы сельхозпроизводители могли добиваться успехов, им нужны надежные орудия для работы. Но держат ли темп те, кто выпускает технику?

На самом деле в сельхозмашиностроении только единичные заводы успешно справляются с импортозамещением. Скажем честно, Рубцовск пока не стал Lemken. Люди просто не могут приобрести лемкеновскую борону, потому что это дорого. На эти деньги они смогут купить 2-3 отечественных.  

Если говорить глобально, в связи с политическими факторами поменялась конъюнктура рынка, соответственно увеличился спрос на технику. Некоторые производители сейчас радуются тому, что у них предзаказ на полгода, но это искусственный дефицит. Они ничего не сделали для увеличения продаж своей продукции: производство не меняли, продвижение не усиливали.

Многие заводы только вышли из минуса в плюс, но по сути они латают дыры, которые возникли из-за санкций. Можно и нужно использовать это время с толком. Производители сейчас должны крепко задуматься о будущем, потому что как только политическая ситуация изменится, некоторым придется закрыться. Для них сейчас существует реальная опасность, потому что производственную базу реально улучшают немногие, и соответственно конкурентных преимуществ у них ноль.

Заводам нужно заняться развитием, смотреть на текущую ситуацию с позиций абсолютной конкуренции, модернизировать производство и создавать конкурентные продукты. Потому что конкурировать нужно не в рамках страны, а со всем миром.

Конечно, есть заводы, которые двигаются в правильном направлении. Например, Петербургский тракторный завод активно инвестирует в производство, выпускает новые модели и модернизирует существующие. 

Ростсельмаш внедряет новейшие системы ERP, кайдзен и бережливое производство. У них работает программа обучения и подготовки специалистов. Они совершенствуют сервис, приводят его к мировым стандартам. Предприятие улучшает модели управления, увеличивает производственные мощности. Например, купили завод в Канаде, с него многое скопировали, перенесли в Ростов. Так в следующем году будет локализована модель трактора Versatile 2375.  

Это все станет конкурентным преимуществом, это то, с чего современные заводы и компании будут получать дивиденды.

Наши партнеры Solar Fields ввели новую линейку культиваторов для сплошной обработки. Готовят еще один новый продукт. Преимущества их техники - качественная покраска, продуманная до мелочей конструкция, оперативное сервисное обслуживание. Однако, часть комплектующих по-прежнему зарубежная. Полностью импорт можно будет заменить, когда 100% комплектующих начнут изготавливать на территории РФ, и они будут качественными. Тогда и цена станет ниже.

А есть такие заводы, мы не будем их называть, которые не могут сориентироваться и предоставить адекватный сервис. У них пустые склады, они не могут нормально поставлять запчасти. И заплатив, клиенту придется еще подождать технику. О каком будущем тут можно говорить?

У сельхозмашиностроителей РБ, к примеру, дела обстоят гораздо хуже. Это дает дополнительный шанс российским производителям занять их долю рынка, что и происходит. Плановая форма хозяйствования, сохранившаяся в Беларуси со времен СССР, не дает государственным предприятиям конкурировать с частными заводами, и они очень быстро проигрывают рынок.

То, что я сказал выше, конечно, выбивается из общего позитивного фона об импортозамещении сельхозтехники. Но о настоящих успехах можно будет говорить только, когда подавляющее большинство заводов станет передовым и выйдет на мировой уровень.

И самое главное, сейчас уже нужно думать не о кризисе или сложностях, а о том, какими вы выйдете из этого кризиса и сложностей.

Если вы хотите обсудить эту тему со мной и предложить свою собственную, буду рад выслушать вас у себя на странице в Facebook.

Успехов всем.

Андрей Милевич

Председатель Совета директоров ГК Белагро