РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ», КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, 14.10.2016Г

                                       Резолюция Межрегиональной конференции

                           «Условия развития сельскохозяйственной кооперации».

 

Краснодарский край, 14.10.2016

Ейский муниципальный район

Администрация                                                                             

 

         Заслушав доклады и выступления в ходе дискуссии, участники конференции отмечают назревшую необходимость реализации приоритетного проекта по развитию сельскохозяйственной кооперации, как на региональном, так и на федеральном уровне. Именно сельскохозяйственные потребительские кооперативы позволяют объединить материальные ресурсы, продукцию, денежные средства малых производителей подсобных и фермерских хозяйств - и получить мультипликативный эффект роста производства и вовлеченности в трудовой процесс сельского населения.

         В 1996 Волгоградская и Ростовская области были первыми в стране по активному развитию сельскохозяйственной кредитной кооперации Краснодарский край – производственной кооперации. Однако, за прошедшие 20 лет, большого успеха добиться не удалось.    Динамика количества действующих кооперативов негативна. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации не стало приоритетным направлением развития малых форм хозяйствования в субъектах РФ.

         Среди проблемных вопросов необходимо отметить такие, как несовершенство законодательной базы по сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крайне низкая государственная поддержка вновь созданных и существующих кооперативов, отсутствие системы информационной и организационной поддержки , высокая доля собственных средств кооператива, требуемая при освоении гранта, трудности, возникающие с утверждением проектно-сметной документации.

         Участники конференции отметили, что значимую роль в развитии кооперации должны играть, органы местного самоуправления и  организации фермерского самоуправления  с  информационно-консультационными центрами, созданными е на их базе.

         Ознакомление с опытом СПК Ейского района, таких как снабженческо-сбытовой кооператив «Крестьянский союз», «Ейский Агросоюз» позволили сделать вывод о значимой роли опорных фермеров в создании и функционировании кооперативов. Пример неформальной кооперации личных подсобных хозяйств станицы Должанская вокруг  опорного фермера, получившего грант по программе  поддержки начинающих фермеров показал, что именно вокруг опорного фермера могут объединиться малоземельные хозяйства. В этой связи мероприятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы «Поддержка начинающего фермера» становится особенно актуальной и должна рассматриваться как первый шаг в создании условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.

         Участники конференции пришли к выводу о необходимости претворения в жизнь решений трех проведенных Всероссийских съездов сельскохозяйственных кооперативов и активизации  развития кооперации по всем направлениям:  в производстве, переработке и сбыте сельскохозяйственной продукции; в обеспечении материально-техническими и денежными ресурсами.                 

         В связи с выше изложенным, в целях создания благоприятных условий для развития кооперации, участники конференции предлагают внести в резолюцию IV Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов следующие предложения:

      1.Просить президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам включить проект по развитию кооперации фермерских и подсобных хозяйств в портфель приоритетных проектов.

               2. Просить Правительство РФ:

  • при консолидации мер государственной поддержки выделить отдельным блоком меры государственной поддержки малых форм хозяйствования. Общий объем государственной поддержки этого сектора должен соответствовать числу занятых работников и объему произведенной продукции в денежном выражении;
  • увеличить объемы финансирования и расширить направления грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы;
  • внести изменения в порядок отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса в части снижения критериев масштабности субсидируемых инвестиционных проектов в целях доступности для сельскохозяйственных кооперативов, в том числе по оптово-распределительным центрам с 30 то 5 тысяч тонн. Упростить требования, предъявляемые к ОРЦ по:

- наличию мощности по сортировке, калибровке, мойке, упаковке, подработке, заморозке, дозаморозке, дозреванию, первичной переработке сельскохозяйственной продукции;

- доле площадей ОРЦ, предназначенных для единовременного хранения, с регулируемым температурным режимом;

- размещению пункта(ов) ветеринарного и фитосанитарного контроля;

- оснащению ОРЦ автоматизированной информационной системой по управлению мощностями хранения, позволяющей вести учет продукции и отслеживать ее местоположение внутри ОРЦ и интегрированной с ней безналичной платежной системой;

  • распространить порядок компенсации процентных ставок  по займам, полученным личными подсобными, фермерскими хозяйствами и другими малыми формами хозяйствования в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, через кооперативы-кредиторы;
  • внести изменения к Приложению №2 к Постановлению Правительства  РФ от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки …» в п.6. «Оказание услуг общественного питания:

- исключить требование «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) постановки пищевых продуктов за последние 3  года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе»;

-  добавить требование «Наличие собственного и или арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также опыта производственной деятельности в данном направлении не менее 1 года».

3. Просить Минсельхоз РФ:

- выступить функциональным заказчиком приоритетного проекта по развитию кооперации;

  •  внести предложения Совету директоров  АО «Россельхозбанк» об активизировании банковских программ по кредитованию сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, в частности  по включению в них плановых заданий по объемам кредитования и количеству субъектов кредитования начиная с 2017 года;
  • обратиться в Правительство РФ с ходатайством о включении представителя АККОР в состав Совета директоров АО «Корпорация «МСП»;
  • доработать с участием союзов, ассоциаций, кооперативных объединений Государственную программу в части грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы, предусмотрев расширение направлений государственной поддержки в соответствии с Концепцией развития кооперации на селе и значительное увеличение объемов финансирования:

-  изменить принцип предоставления грантов на развитие материально-технической базы, предусмотрев соотношение средств гранта следующим образом: за счет средств федерального и регионального бюджетов – 80 %, за счет собственных средств получателя – 20 %,

-  утвердить типовые проекты и снять с кооперативов нагрузку по утверждению и разработке проектно-сметной документации,

-  увеличить срок освоения гранта с 18 месяцев до 2 лет,

-  распространить меры по поддержке кооперативов на СПК, занятые подработкой, переработкой, хранением, фасовкой и реализацией зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, кормовых культур, сахарной свеклы, а также технических культур,

-  распространить меры поддержки на сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы и их инфраструктуру,

-  распространить меры поддержки  на финансирование 70% от затрат на государственную экспертизу проектов и принять упрощенный порядок получения исходно-разрешительной документации,

-  распространить меры поддержки на формирование сети кооперативных магазинов,

-  включить в перечень затрат, финансируемых за счет гранта, расходы на подключение кооперативных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке сельскохозяйственной продукции к инженерной инфраструктуре, расходы по уплате первоначального взноса по договорам лизинга, а так же на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам,

-  распространить меры грантовой поддержки на разработку проектно-сметной документации бизнес–проекта и технических разрешений,

-  рассматривать программы поддержки начинающих фермеров и  развития семейных животноводческих ферм как базовые программы, стимулирующие создание развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

  • совместно с «Корпорацией «МСП» докапитализировать Фонд развития сельской кредитной кооперации в целях:

-  формирования гарантийного фонда, для мультипликации займов личным подсобным и фермерским хозяйствам, выдаваемым сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами  с коэффициентом 1:3,

-  пополнения фонда предоставления займов,

-  софинансирования региональных программ поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов,

-  формирования фонда оздоровления сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов,

-  формирования фонда страхования (гарантирования) сберзаймов в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах,

-  развития внутренних технологий в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;

  • -оказать содействие объединениям СКПК в выстраивании взаимодействия с институтами развития и федеральными банками;
  • выстроить взаимодействие Минсельхоза РФ с  Банком России по формированию оптимального поля регулирования СКПК;
  • в рамках подпрограммы Устойчивого развития сельских территорий Государственной программы возобновить финансирование ИКЦ, в том числе созданных на базе организаций фермерского самоуправления;
  • включить в программу субсдирования ОРЦ, образованными сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предоставление земельных участков для размещения объектов инфраструктуры сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

3. Передать в Государственную Думу РФ предложения по следующим вопросам совершенствования нормативно-правовой базы:

  • внести изменения в Гражданский Кодекс РФ в части распределения прибыли, полученной в потребительском кооперативе, среди пайщиков (членов) кооператива;
  • внести изменения в Федеральный закон от 193-ФЗ, в части обязанности ревизионных союзов по ведению реестров членов СПоК, оказанию дополнительных услуг;
  • внести изменения в Федеральный закон 44-ФЗ, в части обеспечения СПоК преференциями при участии в госзакупках с установлением квоты в размере не менее 15%;
  • разработать  и внести проект ФЗ  «Об общих принципах организации агропродовольственного рынка в Российской Федерации», стимулирующий кооперацию субъектов малых форм хозяйствования, а также сотрудничество с кооперативами   крупного агробизнеса, предприятий переработки и торговли;
  • внести изменения в п.3 ст.37 ФЗ от 8.12.1995 №193 «О сельскохозяйственной кооперации» в части установления субсидиарной ответственности членов потребительского кооператива в размере не более четырехкратного размера паевого взноса.

4. Рекомендовать Банку России:

  • перенести на 2021 год сроки перехода сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов на Единый план счетов;
  • сократить перечень отчетности, передаваемой сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами в Банк России, следуя принципу пропорционального регулирования.

5. Рекомендовать региональным государственным органам власти:

  • обеспечить приоритетность участия сельскохозяйственных потребительских кооперативов в закупках сельхозпродукции и продовольствия для обеспечения социальных организаций муниципальных образований, а также формирование удобных лотов;
  • обращать особое внимание на необоснованные отказы, затягивание сроков рассмотрения заявок СХПК по выделению земли подключение к  энерго-, водо-, газо- обеспечению и другим государственным муниципальным услугам;
  •   обеспечить сельскохозяйственные потребительские кооперативы льготным подключением к сетям (газоснабжение, электроэнергия, вода и канализация);

              -  оперативными мерами реагирования добиваться обеспечения возможности участия кооперативов  в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц»;

            - на постоянной основе информировать, консультировать КФХ, ЛПХ и другие малые формы хозяйствования о господдержке, порядке ее получения, по развитию сельхозкооперации. Обеспечить равный доступ к получению поддержки в установленном порядке;

  • предусматривать в программах развития сельского хозяйства наличие программы по развитию сельскохозяйственной кооперации с перечнем конкретных мер финансовой поддержки;
  • усилить меры региональной бюджетной поддержки кредитных кооперативов, сохранив и расширив существующие;
  • возложить функцию по организационной поддержке создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов на сельские администрации.