РЕЗОЛЮЦИЯ
IV Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов
«Сельскохозяйственная кооперация – стратегический
путь развития отрасли»
10-11 ноября 2016 г. г. Москва
Участники IV Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов, обсудив результаты деятельности кооперативного сообщества, выражают уверенность в необходимости дальнейшего развития сельскохозяйственной кооперации, обеспечивающей эффективное функционирование малого и среднего аграрного бизнеса как основы стабильного развития отечественного сельского хозяйства.
Основная цель сельскохозяйственной кооперации заключается в обеспечении условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей путём их объединения в сельскохозяйственные кооперативы, способные вытеснить коммерческие структуры с рынка сырья, продовольствия и оказания услуг различным формам хозяйствования.
Позитивную роль в этом играет начатая Правительством Российской Федерации грантовая поддержка сельскохозяйственных кооперативов в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Госпрограмма). Объем её финансирования из федерального бюджета увеличился с 0,4 млрд. руб. в 2015 г. до 0,9 млрд. руб. в 2016 г., участие регионов в программе – с 25 до 42, а количество кооперативов, получивших поддержку, – с 88 до 150.
В то же время, уровень развития кооперации в аграрной сфере пока далек от желаемого результата. Идёт постоянное снижение численности сельскохозяйственных производственных кооперативов. Из более чем 5 тыс. зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов работают чуть более 3 тыс. Они не могут полноценно обеспечить малому и среднему предпринимательству на селе необходимые объемы заготовки и переработки произведенной продукции, устойчивые рынки сбыта, которые монополизированы крупными коммерческими структурами, присваивающими себе основную прибыль сельхозпроизводителей.
Основные причины недостаточного развития сельскохозяйственной кооперации, отраженные в Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года, не потеряли своей актуальности. Проблемным вопросом остаётся наличие значительных пробелов в законодательстве о сельскохозяйственной кооперации. Не получили должного отражения кооперативные отношения в Гражданском Кодексе, нормативно-правовых актах о государственной регистрации юридических лиц, налогах и сборах, развитии сельского хозяйства. Налоговое законодательство не учитывает специфики кооперативных отношений, в результате чего кооперативы и их члены не могут в полной мере реализовать преимущества кооперации.
Недооценивается роль сельскохозяйственных производственных кооперативов как демократической, трудовой и социальной формы ведения сельскохозяйственного производства, способной наиболее эффективно обеспечить материальные и социальные интересы жителей села, не являющихся самостоятельными сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Для товаропроизводителей не создается достаточных стимулов участия в кооперативах. Отсутствуют эффективные механизмы защиты собственности сельхозкооперативов от противоправных действий. Постоянно растет административное давление, создаются новые барьеры и препятствия для кооперативов. В частности регуляторные действия Банка России в отношении сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации могут привести к существенному сокращению данного сегмента рынка. Остро ощущается нехватка финансовых средств для создания и развития сельскохозяйственных кооперативов всех видов. Государственная поддержка на создание и развитие материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов недостаточна. Не поддерживаются такие виды кооперации, как совместное приобретение и использование сельскохозяйственной техники, хранение и переработка зерновых, технических культур, заготовка кормов и другие направления кооперации. В Госпрограмме отсутствует поддержка сельскохозяйственной кредитной кооперации, которая является принципиально важной для развития малых форм хозяйствования.
Нередко кооперативные отношения складываются с нарушениями базовых принципов кооперации, большинство членов не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, значительный объём услуг оказывается не членам кооператива.
Отрицательно сказывается на развитии кооперации отсутствие федерального и региональных центров развития кооперации.
Решение проблем, сдерживающих развитие сельскохозяйственной кооперации, является важнейшей задачей как всех уровней государственной власти и местного самоуправления, так и кооперативного сообщества, которое осознаёт свою ответственность за будущее агропромышленного комплекса.
Съезд решил:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
• определить развитие сельскохозяйственной кооперации одним из приоритетных направлений в реализации мероприятий Госпрограммы;
• при консолидации мер государственной поддержки выделить отдельным блоком меры по поддержке малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственную кооперацию, предусмотрев расширение направлений господдержки в соответствии
с Концепцией развития кооперации на селе, утвержденной на I Всероссийском съезде сельскохозяйственных кооперативов, и увеличить объемы финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по грантовой поддержке сельскохозяйственных кооперативов;
• включить в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации результаты по развитию сельского хозяйства и сельских территорий, включая вопросы развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации;
• сохранить возмещение части уплаченных процентов (в пределах ключевой ставки) по займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах;
• дополнить состав рабочей группы по развитию кооперации представителями ведущих сельскохозяйственных кооперативных объединений.
2. Рекомендовать Комитету Государственной Думы Российской Федерации по аграрным вопросам Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в части выделения отдельной строкой финансирование мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования в АПК, в том числе кооперативов, в соответствии с Госпрограммой.
3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
• внести предложение в план работы Правительства Российской Федерации
на 2017 год обсуждение вопроса развития сельскохозяйственной кооперации;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в правила предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее – СПоК) в части:
распространения грантовой поддержки на все направления деятельности и виды сельскохозяйственных кооперативов;
снижения уровня софинансирования проектов, реализуемых кооперативами за счет грантовой поддержки, из собственных средств кооператива с 40 до 20%;
увеличения сроков освоения гранта до 24 месяцев;
отмены обязательства грантополучателя по созданию новых рабочих мест в первый год реализации гранта;
обязательного участия в региональных конкурсных комиссиях представителей союзов и ассоциаций сельскохозяйственных кооперативов;
проведения АККОР и ревизионными союзами общественной экспертизы проектов сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ до момента их рассмотрения региональной конкурсной комиссией;
- разработать новые стимулирующие механизмы и меры государственной поддержки СПоК, включая:
поддержку сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов как отдельного направления кооперации;
возможность предоставления субсидий сельскохозяйственным кооперативам на 1 кг приобретенного и переработанного молока, произведенного в КФХ и ЛПХ – членах кооператива, а также на закупку скота;
поддержку институтов и инфраструктуры развития кооперативной системы, в т.ч. информационно-консультационной сети, специализированных центров подготовки и повышения квалификации кооперативных кадров, Фонда развития сельской кредитной кооперации и других фондов;
предоставление субсидий на возмещение затрат на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, по уплате первоначального взноса по договорам лизинга, строительство или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам;
разработку типовых проектов с заключением государственной экспертизы;
субсидирование стоимости организации пунктов искусственного осеменения при СПоК.
4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:
• установить единый подход к деятельности микрофинансовых организаций, получивших субсидии за счет федерального бюджета по предоставлению займов и гарантий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, включая кредитные;
• разработать и направить в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году», предусматривающие предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам иных видов и направлений деятельности;
• внести на рассмотрение Совета директоров АО «Корпорация МСП» вопрос об установлении годовых плановых заданий региональным гарантийным организациям по объемам предоставленных гарантий сельскохозяйственным потребительским и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам;
• разработать и направить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, включая раздел по развитию сельскохозяйственной кооперации, включая кредитную.
5. Рабочей группе при Минсельхозе России по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, в первую очередь:
• в Гражданский Кодекс Российской Федерации, в части распределения прибыли в сельскохозяйственных потребительских кооперативах и уточнения некоторых норм правового регулирования сельскохозяйственных производственных кооперативов;
• в Налоговый Кодекс Российской Федерации, в части снижения удельного веса оказываемых услуг СПоК для своих членов с 70 до 50 %, установления для кооперативов нулевой ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество, а также исключения из налогооблагаемой базы всех видов государственной поддержки и другие поправки, учитывающие некоммерческих характер деятельности СПоК;
• в части установления льготных режимов налогообложения при получении доходов от операций, осуществляемых в интересах и за счет членов кооператива, при осуществлении кооперативных выплат и дивидендов ассоциированным членам кооператива;
• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части снижения минимальных размеров штрафных санкций к сельскохозяйственным кооперативам и их руководителям; дополнения его правонарушениями, связанными с нарушениями законодательства о сельскохозяйственной кооперации;
• Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в части уточнения вопросов корпоративного управления, порядка ведения реестра членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кооперативов, реализации и предельных размеров субсидиарной ответственности в потребительских кооперативах, порядка реорганизации и ликвидации кооперативов, установления нормативов финансовой устойчивости сельскохозяйственных кредитных кооперативов, порядка создания ревизионных союзов и их саморегулируемых организации и порядка выхода из них; внести дополнения в части реализации действенной ответственности ревизионных союзов и их саморегулируемых организаций перед кооперативами и их членами за качество ревизионной, консультационной, экспертной работы и эффективности предупредительно-профилактических действий;
• установление количественных границы в деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, предоставляющих денежные займы своим членам, по достижении которых деятельность данных кооперативов подлежит государственному регулированию;
• Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 4 статьи 5), дополнив основные направления государственной аграрной политики разделом «8) развитие сельскохозяйственной кооперации всех форм и видов.»;
• Федеральный закон от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», исключив из сферы его действия сельскохозяйственные производственные кооперативы;
• Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» по установлению количественных границ в деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, до достижения которых кооператив не признаётся организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом;
• Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» по исключению займов лицам, ведущим личное подсобное хозяйство, из категории потребительских;
• другие нормативные правовые акты в части улучшения условий деятельности сельскохозяйственных кооперативов и защиты прав их членов.
6. Рекомендовать Банку России и Службе финансового мониторинга:
• внести изменения в Положение о Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения, утв. Банком России 02.09.2015 г.
№ 486-П, предусматривающие перенос срока перехода сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на отраслевые стандарты бухгалтерского учета, установленные Банком России до 01.01.2022 г.;
• вывести из сферы действия законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы с численностью менее 100 членов, или 10 млн. руб. активов;
- установить упрощенный порядок применения законодательства для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов с активами менее
30 млн. руб.
7. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовать:
- снизить административное давление на сельскохозяйственные кооперативы, в том числе, исключить проведение плановых проверок контрольно-надзорных органов в период весенне-полевых и уборочных работ;
• определить развитие сельскохозяйственной кооперации приоритетным направлением реализации региональных программ развития сельского хозяйства (агропромышленного комплекса);
• обеспечить формирование лотов на поставку сельскохозяйственной продукции при проведении закупок для региональных и муниципальных нужд с учетом видов сельскохозяйственной продукции, поставляемой сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
• обеспечить подключение кооперативов на льготных условиях к электросетям, газоснабжению, сетям водоснабжения, канализации и другим объектам;
• обеспечить введение льготных режимов налогообложения по налогу на прибыль и налогу на имущество для создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
• обеспечить выделение земельных участков для сельскохозяйственных потребительских кооперативов в приоритетном порядке;
• обеспечить постоянное информирование и консультирование малых форм хозяйствования о мерах господдержки по развитию сельскохозяйственной кооперации и порядке ее получения.
8. Рекомендовать кооперативным объединениям:
• создать в 2017 г. Федеральный координационный центр сельскохозяйственной кооперации;
• направить Резолюцию IV Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов «Сельскохозяйственная кооперация – стратегический путь развития отрасли» Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Минсельхозу России, Минэкономразвития России, региональным органам управления АПК для использования принятых рекомендаций и принятия соответствующих решений по вопросам развития сельскохозяйственной кооперации.