ПРЕЗИДЕНТ АККОР В. ПЛОТНИКОВ: ЗАЩИТИТЬ ИНТЕРЕСЫ ПАХАРЕЙ

В канун XXVIII съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, президент АККОР Владимир ПЛОТНИКОВ дал интервью «Крестьянским ведомостям».

– Владимир Николаевич, 16 февраля откроется XXVIII съезд АККОР. Какими результатами встречают его фермеры? Какие вопросы намечено обсудить, чем вызвано рассмотрение проекта новой редакции Программы — Манифеста АККОР?

— По всем основным производственным показателям фермерский уклад демонстрирует устойчивый рост, причем, он опережает темпы роста отрасли в целом. Так, в прошлом году фермеры собрали 33,3 млн тонн зерна. Это на 21,1% больше, чем в 2015 году. И теперь их доля в общероссийском производстве зерна составляет 28%. Подсолнечника собрали на 23% больше, сахарной свеклы – на 38,2% больше.

Как и в прежние годы, хозяйства фермеров показали наилучший результат по темпам прироста в молочном животноводстве — 6,1%, тогда как в целом по отрасли – спад на 0,2%.

Фермерский сектор по-прежнему остается единственным, кто обеспечивает рост поголовья КРС. В 2016 году оно увеличилось на 3,4%, рост поголовья коров составил 2,5%. При этом по сельскому хозяйству в целом поголовье КРС сократилось на 1,6%, в том числе коров — на 1,9%.

Опережающими темпами растут посевные площади КФХ. Если в целом по России они выросли за последние 5 лет на 2,9 млн га, то в фермерских хозяйствах — на 5,2 млн га. Более чем по 1 млн га в год.

Причем, эти достижения – далеко не предел. Есть немало проблем, которые мешают реализовать потенциал фермерского уклада в полной мере. Среди них – неурегулированность земельных отношений, недоступность для многих КФХ кредитных ресурсов, трудности с реализацией произведенной продукции и с обновлением сельхозтехники, административное давление на крестьянские хозяйства и многие другие.

Все эти вопросы будут предметом обсуждения делегатов предстоящего съезда российских фермеров. Особый акцент хотим сделать на социальных проблемах села, на укреплении нашей фермерской ассоциации.

А что касается Программы-Манифеста АККОР, она была принята в 2005 году. С течением времени многое меняется и в фермерском сообществе, и в сельском хозяйстве страны, и в аграрном законодательстве. Соответственно, назрела необходимость внести изменения в главный документ российского фермерства.

– В последнее время все острее на повестку дня выходит земельный вопрос – свидетельством тому выступления фермеров Кубани, Ставрополья. Злободневную тему горячо обсуждали на парламентских слушаниях в Госдуме. Все фермерское сообщество приветствовало Ваше Обращение в Генеральную прокуратуру РФ: дать правовую оценку краевому закону, резко увеличивающему в Ставрополье минимальный размер новообразуемых земельных участков.

Как, на Ваш взгляд, необходимо исполнительным и законодательным органам власти всех уровней – от района до Центра решать наболевшие проблемы землеустройства?

– Вы совершенно правы, земельный вопрос стал одним из самых горячих в сельском хозяйстве и одним из самых сложных, запутанных. И решить его мы сможем только тогда, когда во главу угла будет поставлен интерес крестьянина, интерес землепашца. Все нынешние проблемы как раз и происходят от того, что выигрывают от тех или иных решений по земле кто угодно, только не крестьянин.

Вот на Ставрополье приняли закон и увеличили минимальный размер выставляемых в земельный оборот участков с 30 до 2500 га. А средний размер земельного пая составляет в крае 6-10 га. Получается, чтобы распорядиться этой землей – заключить или перезаключить договор об аренде или выставить ее на продажу, надо найти 250-300 таких же владельцев наделов, объединиться с ними, чтобы довести совокупную площадь объединенного участка до 2500 га. Разве это реально, разве это серьезный подход к решению земельного вопроса?!

Мы в АККОР считаем, что такие нормы – это прямое нарушение конституционных прав селян свободно распоряжаться земельными наделами, которые предоставлены им государством в собственность. Поэтому АККОР твердо поддерживает ставропольских фермеров и считает справедливыми их требования отменить эти антикрестьянские нормы.

Министерство сельского хозяйства России согласилось с позицией АККОР, что в условиях высокого спроса на земельные ресурсы многократное увеличение минимального размера образуемых новых земельных участков создает преимущественные условия для развития крупного аграрного бизнеса, ущемляя права и законные интересы крестьянских (фермерских) хозяйств и МФХ, а также собственников земельных паев. Штаб отрасли обратился к Губернатору Ставропольского края В.В. Владимирову и Председателю краевой Думы Г.В. Ягубову с просьбой рассмотреть вопрос о снижении значения минимального размера площади образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время во исполнение поручения Президента РФ Федеральной антимонопольной службой совместно с Минсельхозом России и субъектами РФ в целях обеспечения равного доступа к земельным ресурсам разрабатываются меры по антимонопольному регулированию вопросов использования земель сельскохозяйственного назначения.

Назревшей и уже перезревшей стала задача государства оказать крестьянам помощь в оформлении земельных долей в собственность. Предоставить для этих целей субсидии и долгосрочные бюджетные ссуды. Необходимо упростить и удешевить процедуру межевания, кадастровой оценки и регистрации земельных участков.

Ключевой вопрос — создание реестра землевладельцев России с указанием конечных бенефициаров, то есть реальных собственников. Необходимо законодательно ограничить общую площадь сельхозугодий данного муниципального образования, который может находиться в собственности одного физического или юридического лица.

Наконец, нужно с помощью налогов сделать экономически и финансово невыгодным обладание поистине безграничными земельными площадями. Латифундии – это монополизм в аграрной сфере, и именно так к ним следует относиться.

– С 2017 года право предоставления субсидий будет отдано регионам. Многих фермеров волнует: не получится ли так, что средства для МФХ в субъектах будут «зажимать», выделять по остаточному принципу? Как это проконтролировать?

— С текущего года число направлений господдержки сокращено с 54 до 7. Почему пошли на этот шаг? Первая причина в том, что средства федерального бюджета, направляемые на господдержку селян, выбирались не полностью и не было возможности перераспределять их туда, где они нужнее. Вторая причина – многочисленные обращения региональных властей дать им больше прав в освоении этих средств.

Логика в таком решении есть – ситуации в регионах разные, учесть все эти особенности в центре невозможно, как говорится, на месте виднее. Но есть и опасения, что распределение субсидий будет иметь субъективный характер, что основной объем господдержки пойдет крупным предприятиям, компаниям, обладающим максимальными административными лоббистскими возможностями.

Чтобы свести к минимуму такие риски, АККОР выступила с предложением –выделить в единой субсидии в качестве особого направления поддержку малых форм хозяйствования. Отчасти это предложение учтено. Министерство сельского хозяйства разработало правила, методические указания, формы отчетности по распределению единой субсидии, обозначив там в качестве одного из приоритетов поддержку малых форм хозяйствования. Практика покажет, в какой мере эти рекомендации помогут защитить интересы фермера, а говоря шире – как в регионах будут выполняться государственные приоритеты.

В целом же изменение механизма господдержки – это своего рода эксперимент. Чтобы он дал максимальные результаты, необходимо обеспечить ему должное сопровождение, мониторинг, своевременно корректировать его ход.

– С нынешнего года вводится новый механизм льготного кредитования аграриев по ставке не выше 5 % годовых. Как это скажется на работе КФХ?

– Механизм кредитования сельхозпроизводителя, который начал действовать в этом году, значительно удобнее для крестьянина. И АККОР добивалась введения такого механизма многие годы.

Как было прежде? Надо было в банке брать кредит по рыночной ставке, полностью выплачивать его. И только рассчитавшись по кредиту, обращаться в региональный орган управления АПК за получением компенсации. Ждать, когда она придет, порой, приходилось месяцами. Фактически, такой механизм был поддержкой в первую очередь банкам, а не сельхозпроизводителям.

Сейчас ситуация коренным образом меняется. Кредит дается сразу по льготной ставке – не выше 5%, а все расчеты по компенсациям государство ведет с банком, крестьянина они не касаются.

Но есть и новшества. Если раньше кредит по льготной ставке был несвязанным, то есть прямо не оговаривалось, на какие цели будут потрачены деньги, то теперь он становится целевым. Определено два основных направления кредитования – производство и переработка сельхозпродукции. Заемщик должен за них отчитаться перед банком. Так, скажем, фермеры, занятые производством, могут получить кредиты на покупку ГСМ, удобрений, сельхозтехники и запчастей к ним, уплату страховых взносов при страховании урожая, на приобретение сельхозживотных.

Льготный краткосрочный кредит выдается сроком до года в размере не более миллиарда рублей. Пределы льготного инвестиционного кредита не устанавливаются, и они выдаются на срок до 15 лет.

Главный вопрос – насколько доступны такие кредиты для фермера? Особенно если учесть, что фермеры считаются сложными заемщиками. Сложными не потому, что являются недисциплинированными плательщиками – здесь как раз особых проблем нет, а потому, что распылены и кредиты берут небольшие. Так вот, чтобы защитить фермера, на кредитование малых форм хозяйствования из 21 млрд рублей, направленных из федерального бюджета на эти цели, выделена квота 20%.

– Как Вы считаете, продовольственные санкции помогли агропрому? Ваше отношение к заявлению первого вице-премьера И.Шувалова на Гайдаровском форуме о том, что после 31 декабря 2017 года Москва в случае потепления отношений с Западом не станет продлевать контрсанкции?

– Эмбарго на продовольственный импорт стало вынужденной, ответной мерой на экономические санкции Запада в отношении России. И оно, конечно, пошло на пользу нашему сельскому хозяйству. Ведь пробиться нашему сельхозпроизводителю к покупателю было крайне сложно, прилавки у нас в магазинах были буквально забиты импортными овощами и фруктами, колбасой, мясом, сыром и т.д. Теперь картина становится иной – им на смену все больше приходят отечественные продукты. Образовавшиеся ниши заполнил российский сельхозпроизводитель, а сельское хозяйство стало лидером по экономическому росту.

Как долго продлится эта ситуация – гадать не будем. Снимут или не снимут, но нам нужно заниматься тем, что нужно делать в любом случае – повышать конкурентоспособность сельского хозяйства, увеличивать производство, повышать качество и наращивать экспортный потенциал. Это и есть важнейшие задачи сегодняшнего дня.

– Владимир Николаевич, сколько средств отпущено на АПК и на развитие фермерства в 2017 году? Каким должно быть финансирование сельского хозяйства, чтобы обеспечить продовольственный суверенитет страны?

– Финансирование сельского хозяйства в текущем году сохранено на уровне прошлого года и составляет 215 млрд рублей из федерального бюджета. Фермерские программы финансируются в целом на уровне прошлого года: на поддержку начинающих фермеров, по данным Минсельхоза России, планируется выделить 3,7 млрд рублей (в 2016 г. – 3,9 млрд), на развитие семейных животноводческих ферм – 3,3 млрд (в 2016 г. – 3,46 млрд), на развитие материальной базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 1,5 млрд рублей (в 2016 г. – 900 млн.).

Кроме того, фермеры получают поддержку по льготному кредитованию, о чем говорилось выше. Продолжается оказание погектарной поддержки и выплата субсидий по молоку. Растет число фермеров, которые участвуют в специальной льготной программе обновления сельхозтехники, реализуемой совместно АККОР и Росагролизингом. В этом году на нее выделено 500 млн рублей.

Конечно, этих средств недостаточно, хотя, справедливости ради, следует сказать, что еще десяток лет назад фермеры о такой поддержке и не мечтали. Добавлю, что средства на село выделяются в крайне напряженных экономических условиях, и АПК – единственная гражданская отрасль, где не допущено снижения финансирования.

От редакции. Прокуратура Ставропольского края дала ответ на запрос депутата Государственной думы РФ, президента АККОР В.Н. Плотникова о нарушениях законодательства в сфере землепользования, возникших после принятия в ноябре 2016 года краевой Думой поправок в Закон «О внесении изменений в статьи 32 и 34 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». (Согласно закону, минимальный размер новообразуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения увеличен с 30 га до 2500 га).

Высшая надзорная инстанция провела проверку данного закона на соответствие его федеральному законодательству. В ходе проверки установлено, что при принятии закона не учтены права и свободы лиц, которым принадлежат доли в праве собственности на земельные участки сельхозназначения, гарантированные Конституцией РФ и нашедшие свое дальнейшее отражение в Земельном кодексе, Гражданском кодексе, в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Кроме того, принятие данного закона ведет к созданию неравных условий для сельхозтоваропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и повлечет нарушение их прав.

Прокуратурой в Ставропольский краевой суд направлено исковое заявление о признании нормы о минимальном размере образуемых земельных участков в 2500 га недействующей. Сейчас исковое заявление находится на рассмотрении.  Отмечено, что еще на стадии рассмотрения законопроекта прокуратурой Ставропольского края было дано отрицательное заключение.

Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»