ОЛЬГА БАШМАЧНИКОВА: ЗАЧЕМ НУЖЕН НОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ ЗЕМЛИ

На научно-практической конференции  «Профессия фермер — перспективное направление в развитии малого бизнеса на селе», которая  прошла в Санкт-Петербурге, обсуждались вопросы доступа фермеров к земельным ресурсам, а также подготовленные изменения в закон о КФХ.

Как известно, Правительство РФ подготовило законопроект, ограничивающий крестьянские (фермерские) хозяйства в размере сельхозугодий.

До сих пор площадь земли в КФХ не была ограничена.  Нововведения предполагают, что каждый субъект РФ установит максимальный размер сельхозугодий, которыми  фермерское хозяйство может пользоваться на праве собственности и (или) каком-либо другом праве (например, арендовать).

Все участки, которые окажутся свыше «земельной нормы для КФХ», фермер обязан продать или  отказаться от аренды этой земли.

Согласно законопроекту, если этого не произойдет в течение года, Росреестр заявит о нарушении закона в орган государственной власти субъекта РФ. Власти региона подадут на фермера иск в суд, требуя продать участки на торгах (конкурсах, аукционах)

Нововведение вызвало широкий резонанс в фермерском сообществе.

Вице-президент АККОР Ольга Башмачникова на научно-практической конференции заявила:

– Сегодня руководство страны говорит о подъеме деревни и сельских территорий, а это подразумевает создание условий для развития предпринимательского климата, фермерства. И в этой связи мотивация разработки данного законопроекта не совсем понятна. Процессы миграции из села в город носят активный характер, что чревато социальной напряженностью. За 15 лет сельское население уменьшилось на 1,7 млн чел. Так зачем же давать посыл деревнеобразующим КФХ об ограничении размера земли?

Статистика показывает уменьшение количества крестьянских (фермерских) хозяйств — сокращение на 40% за 10 лет. Многие уходят из КФХ в ЛПХ из-за барьеров, региональных прессингов, некоторые первоначально желающие так и не становятся фермерами, не получив необходимого — землю и доступные ресурсы. Дети не хотят продолжать хозяйство родителей, видя все трудности отцов, отсутствие реальной поддержки и льгот. А когда наблюдают, как родители борются за свой земельный участок, желание пропадает совсем.

Получается те хозяева, которые с самого начала кровью и потом работали на своей земле, приумножая размер своего хозяйства должны, избавляться от «излишков». Мы не говорим сейчас о перекосах КФХ в 50 тыс. га – это единицы, но даже это не так страшно, как безграничное использование земли гигантскими холдингами, задачу ограничения которых никто не ставит с таким, казалось бы, очевидным обоснованием.

Предлагаемый законопроект в очередной раз доказывает, что в основе аграрной политики лежит крупный бизнес и его интересы. В неразберихе земельных отношений, когда вовсю идет процесс передела земли в пользу крупных собственников, на повестку дня выносится законопроект об ограничении именно КФХ.

Логично, когда речь идет об одновременном рассмотрении границ земель всех категорий собственников и введении законодательных понятий и размерности для всех типов субъектов на федеральном уровне: ЛПХ, семейной фермы, крупного предприятия.  В этом случае рамки появляются у всех. Возникает ограничение и у крупных собственников – сколько земли не может быть в одних руках.

Сегодня норма ограничительного максимума не прописана соответствующим образом и не работает. Захват земель идет повсеместно на легитимной основе. Фермеры же первых лет реформы заявляют: перевод в другую форму неминуемо ведет к потере кредитной и другой экономической истории. Это реальное ухудшение условий предпринимательской деятельности. И такое решение неминуемо вызовет бунтарские настроения активной части крестьян, да еще и накануне президентских выборов. Какой великой цели данное ограничение служит?

Как не обратиться к словам П.А. Столыпина: «Крепкое, проникнутое идей собственности крестьянство, служит лучшим оплотом порядка и спокойствия». Как результат проводимой им земельной реформы стало увеличение посевных площадей по всей стране, по некоторым регионам на 75%, рост урожайности, объемов экспорта в два раза. Активность и энергия крестьянства были направлены не на митинги, а на предприимчивость и созидание. Если вспомнить, в это время выделение земельных участков из общинных земель, переселение на земли в Сибирь сопровождалось подъемными средствами поддержки и работой земельного крестьянского банка. Земля стала эффективным инструментом банковской системы.

Дальневосточный гектар – первый шаг, можно сказать, близкий к идее реформы Петра Аркадьевича. Однако, решая в некотором смысле вопрос заселения, он незначительно, но решает вопрос хозяйствования. На одном гектаре мало какой бизнес можно развить с точки зрения предпринимательства. Для развития крестьянского или фермерского хозяйствования земельный участок должен быть экономически обоснован и иметь мотивацию роста. А главное право получить землю крестьянину в обработку должно распространяться на все округа, не только на Дальний Восток. Проблемы заселенности и введения в оборот земель существует на значительной территории РФ. 

Сегодня для страны чрезвычайно важно, чтобы желающие самостоятельно хозяйствовать крестьяне имели право взять землю в аренду без торгов и, доказав эффективность хозяйствования, выкупить её по приемлемой цене.

Другой вопрос – финансовые ресурсы на обустройство и начало дела. Современная банковская система, регулируемая ЦБ, для этого непригодна, а другую не сильно развиваем (фонды поддержки, кредитные кооперативы).

Процессы, которые сейчас протекают в стране, свидетельствуют о том, что развитие деревни, крестьянства не ставится во главу угла. С ними глобально не связывают заселенность территорий.  А ведь малое количество хозяйств фермеров и их снижение связаны, прежде всего, с политикой государства. Дайте землю, ресурсы для ее освоения и жилье, и люди будут хозяйствовать на земле, решать насущные проблемы, объединяясь в кооперативы. В действительности, реалии таковы – землю ограничивают у тех, кто тяжелейшим путем к ней шел.