ЭКСПЕРТЫ ОНФ ПРЕДЛАГАЮТ ОТСТРАНИТЬ ОТ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЬГОТНЫХ КРЕДИТОВ АГРОБИЗНЕС, ИМЕЮЩИЙ УЧРЕДИТЕЛЕЙ ИЗ ОФФШОРОВ

Необходимо ограничить крупный агробизнес в получении льготных кредитов и исключить из этой системы сельхозпредприятия, имеющие среди учредителей компании из иностранных офшорных юрисдикций. Одновременно с этим надо смягчить требования банков, предъявляемые к фермерам, жесткость которых сильно тормозит развитие льготного кредитования. С такими предложениями выступили участники круглого стола, организованного рабочей группой ОНФ «Честная и эффективная экономика».

По словам представителей отрасли, большая часть субсидий (56%) предусмотрена всего для «нескольких избранных хозяйств», и порой прибыль, полученная такими компаниями с помощью государственных миллиардов, в итоге оседает в далеких офшорах.

При этом участники круглого стола подчеркнули, что спрос на кредиты со стороны фермерских хозяйств есть, и немалый. Так, по данным самого Министерства сельского хозяйства РФ на 26 июня, туда поступило 4 тыс. 384 заявки на 50,2 млрд руб., что уже на 10 млрд превышает лимит, выделенный на льготное кредитование малых форм хозяйствования.

«Субсидии крупнейшим компаниям должны быть ограничены. Поддержка отдельных крупных компаний облегчает жизнь чиновникам и банкирам, она способствует росту производства и его эффективности. Но у нее есть и обратная сторона: создавая беспрецедентные конкурентные преимущества крупнейшим компаниям, государство способствует разорению остальных сельхозпроизводителей страны: они становятся неконкурентными и вынуждены сворачивать производство», – сообщил главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун.

Также эксперты ОНФ предложили запретить агробизнесу, имеющему среди учредителей компании из иностранных офшорных юрисдикций, получать льготные кредиты, субсидируемые государством.

Участники встречи также обратили внимание на то, что при распределении кредитов на малые формы хозяйствования всем субъектам РФ было выделено 20% от общей суммы субсидий. Но не было учтено, что роль малых форм по регионам существенно различается. И если в одних регионах фермеры дают менее 5% валовой продукции, то в других она существенно превышает 40%. То есть формальный подход к распределению кредитных лимитов здесь явно не работает и по сути лишает средств тех, кто в них реально нуждается.

В этой связи эксперты ОНФ предложили закрепить долю выделяемых льготных кредитов малым формам хозяйствования в зависимости от доли производимой данной категорией производителей продукции.

При этом важно снизить требования банков, предъявляемые фермерам для получения льготных кредитов. Ведь, как показал опрос, проведенный в мае-июне экспертами рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» среди руководителей фермерских хозяйств, большой перечень документов, необходимых для подачи заявки на кредит, и жесткие требования являются ведущими факторами, ограничивающими доступность кредитования.

«Уже в самой процедуре льготного кредитования заложены существенные проблемы: слишком долгий путь от подачи заявки в банк до получения льготного кредита. Сначала заявку рассматривает филиал, потом решение кредитного комитета направляется в головной банк в Москве. Там заявки собираются и направляются в Минсельхоз, где проходит рассмотрение на предмет наличия лимитов и соответствия целевому назначению. Затем готовятся письма по одобрению или отказу и направляются в головные банки, затем головные банки направляют документы или информацию в филиалы. Последние могут запросить дополнительный пакет документов. На все это уходит драгоценное время. Причем задержка может происходить на каждом этапе. Сроки кредитования уходят, а людям нужно проводить посевную, кто-то приобретает технику, которая тоже нужна своевременно», – рассказал председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Вячеслав Телегин.

По мнению участников круглого стола, необходимо снизить требования коммерческих банков к предоставляемым кредитам субъектов микробизнеса в АПК в размере до 10 млн руб. параллельно со смягчением требований со стороны ЦБ к самим банкам в этом вопросе.