ТВЕРСКОЙ ФЕРМЕР ЕВГЕНИЙ ТЕРЕШЕНКОВ: БЕЗ СЕЛА НЕ БУДЕТ РОССИИ!

Вопросы развития сельских территорий обсудили в конце прошлой недели в Госдуме участники парламентских слушаний, среди которых был наш коллега, фермер из Тверской области Евгений Терешенков. Евгений Александрович создал крестьянское хозяйство в Вышневолоцком районе, является депутатом Есеновичского сельского поселения. В своем докладе он рассказал о положении дел в селах Центральной России, проблемах, стоящих перед КФХ, роли фермеров в решении социальных вопросов села.

– Фермер - опора села. Ведь именно в сельской местности можно сохранить традиционный крестьянский уклад жизни населения. А если на селе есть производство, то есть и рабочие места,  развивающаяся инфраструктура, социальная сфера – всё это будущее села, будущее всей страны.

Тем не менее, являясь депутатом Есеновичского сельского поселения, я встречался со учениками местной школы и выяснил, что никто из них не планирует связать свою дальнейшую жизнь с родным селом, хотя там есть неплохая школа, медицинский пункт, клуб, библиотека, но почти нет работы. К тому же постоянно ведётся пропаганда в средствах массовой информации, что село – это «черная дыра» и живут там одни пенсионеры…

В 2005 году после окончания Тверской сельскохозяйственной академии из пятидесяти выпускников только двое, в том числе и я, пошли работать по специальности. Отработав два года в одном из хозяйств, которое подверглось процедуре банкротства, я и все работники остались без средств к существованию. На тот момент личное подсобное хозяйство явилось единственным источником существования нашей семьи. Поэтому решили сделать основную ставку на развитие своего собственного фермерского хозяйства и в 2009 году создал и зарегистрировал его.

С чем приходится сталкиваться? Первое, неопределенность земельных отношений - оформление земли в аренду у нас проходило в течение двух лет. 

Другая проблема – невозможность строительства на землях КФХ жилых домов, ферм и других построек, мотивируя это тем, что на землях сельхозназначения строительство запрещено.

Очень пугают растущие тарифы на электроэнергию, кВ/ч для нас стоит почти 8 рублей. И если крестьянин просрочил оплату, электрики выезжают и отключают ферму.

Чтобы получить кредит, нужно заложить все, что имеешь и, скорее всего, не получишь запрашиваемую сумму целиком. Считаю, необходим кредит под 5%, где под залог идет то, что берешь в кредит.

Есть проблемы с реализацией. Если небольшое хозяйство еще может распродать продукцию на ярмарках или рынках, то поставлять свою продукцию в бюджетные учреждения не представляется возможным из-за торгов. В результате наши дети в Тверской области в сельской местности пьют молоко, произведенное в Москве.

Другая проблема  - кадры. Сейчас проблематично найти хорошую доярку или механизатора. Если раньше в школах проходили занятия, где давались навыки по сельхозпрофессиям, то сейчас этого почти нет. Необходимо возобновить такую практику.

В то же время, нашему хозяйству очень помогли госпрограммы по поддержке предпринимательства на селе. Благодарим Министерство сельского хозяйства, агарный Комитет Госдумы, АККОР за программы грантовой поддержки фермерских хозяйств.

В 2015 году наше КФХ получило грант, и мы построили ферму на 50 голов крупного рогатого скота. Появилась ферма, появилась возможность увеличения поголовья, как следствие этого, необходимость введения в оборот запущенных земель.

Благодаря программе поддержки «Строительство жилья на селе», моя семья получила субсидию на строительство дома.

Поучаствовав в этих программах, могу сказать, что есть недостатки в организационных мероприятиях, сборе документов, которые необходимо изменить, тем самым сделав эти программы ещё доступнее для участников.

Что мы теперь имеем? Новый добротный дом, новая ферма, обработанные земли, есть рабочие места, но нет людей, желающих работать на селе, поэтому обходимся силами своей семьи. И это всё в неперспективной деревне, в 40 километрах от  Вышнего Волочка, где последние двадцать лет не обрабатывались поля и жили одни пенсионеры.

Если представить, что мы не получили бы поддержки от государства, то вряд ли смогли на свои личные средства построить новое жильё, коровник. А теперь, имея такую базу, мы не уедем в поисках лучшего места. Если в каждом сельском поселении таких примеров как наш будет десяток, тогда и село начнёт возрождаться.