КАКИЕ РЕГИОНЫ МОГУТ ЛИШИТЬСЯ СУБСИДИЙ НА ЭКСПОРТ ЗЕРНА?

Минсельхоз может лишить субсидий на экспорт зерна ряд регионов, сохранив их лишь для Курганской, Оренбургской, Новосибирской, Омской областей и добавив для Красноярского края, сообщает издание Коммерсант. В отрасли опасаются, что прибыль зерновиков упадет вплоть до ухода некоторых компаний с рынка. Эксперты предлагают сохранить географию субсидий, но изменить их механизм.

Минсельхоз предложил сократить с тринадцати до пяти число регионов, получающих субсидии на перевозки зерна по железной дороге, следует из проекта постановления правительства на regulation.gov.ru. Предыдущие субсидии были выделены из бюджета в декабре 2017 года сроком до 30 июня. По документу их продлят на год, исключив Курскую, Воронежскую, Липецкую, Орловскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую и Ульяновскую области. В списке остались Оренбургская, Курганская, Новосибирская и Омская области, добавлен Красноярский край.

Согласно пояснительной записке, на 29 мая Минсельхоз согласовал субсидии более чем на 1,9 млрд руб. В 2017 году ОАО РЖД был выделен 1 млрд руб., в 2018 году в бюджете предусмотрено около 2 млрд руб. с предложением Минсельхоза выделить еще 1,4 млрд руб. По задумке чиновников изменение географии субсидий позволит освободить мощности по хранению зерна, снизить переходящие запасы и увеличить закупочные цены в Приволжском, Уральском и Сибирском округах. Производство зерна в новом списке регионов, по прогнозу, упадет на 19,8%, до 11,7 млн тонн, при потреблении до 8,4 млн тонн. Запасы зерна здесь на 1 мая — 4,7 млн тонн. В 2017 году в России собраны рекордные 135,4 млн тонн зерна, в 2018 году ожидается около 100 млн тонн.

В Минсельхозе и Минтрансе “Ъ” не ответили. В ОАО РЖД лишь уточнили, что скидки от монополии «способствовали привлечению дополнительных объемов грузов», в первом полугодии перевозки зерна на экспорт выросли на 92%. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в 2017–2018 годах рекордный урожай, высокие цены на пшеницу и субсидии подняли экспорт зерновых в полтора раза, до 56 млн тонн, а экспортные перевозки — почти вдвое, до 19 млн тонн.