ТОНКОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЗОНИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Законопроект о видах разрешенного использования земельных участков проанализировали на общественных слушаниях в Общественной палате РФ.

На прошедшей неделе в Общественной палате РФ в формате общественных слушаний был рассмотрен проект Федерального закона №496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков). 

Модератор дискуссионной площадки, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов, рассказал, что целью законопроекта является установление единообразного порядка определения видов разрешенного использования земельных участков, сокращение количества споров в связи с возникающими на сегодняшний день противоречиями в этой сфере.

«Мы знаем, что земельные отношения вызывают серьезные дискуссии, к которым нужно относиться внимательно. Земля — это тот ресурс, который играет большую роль в развитии экономики и жизни конкретного гражданина. Без земли ничего нельзя построить, нельзя создать никакой инфраструктуры», — сказал он. 

Любые изменения в земельном законодательстве затрагивают интересы разных слоев населения, и от того, как урегулированы земельные отношения, зависит, будет ли та или иная территория урбанизированной или аграрной, каковы будут перспективы развития этой территории, подчеркнул общественник.

Не случайно споры, которые возникают вокруг изменений в земельном законодательстве, связаны с тем, каков регламент использования земли, каков ее правовой статус, что, соответственно, с этой территорией будет.

В ОП РФ напомнили, что ранее проводились общественные дискуссии о том, стоит ли отменить деление земель на категории. Подобное предложение вызывало неоднозначную реакцию. 

«Сегодня мы идем по пути более гибкого и конкретизированного в законе установления видов разрешенного использования земельных участков. Обсуждаемый сегодня законопроект разработан во исполнение поручения правительства РФ от 5 апреля 2017 года. Этот проект закона масштабный и затрагивает много отраслей, и нам с вами надо подумать, в каком виде он нам нужен и что в нем, возможно, нужно скорректировать», — сказал Максимов. 

Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин отметил, что работа по отмене категорий и переходу к зонированию земли не прекращена. На этот счет есть поручение Президента РФ, и работа в этом направлении продолжается. 

«Концепция, предлагаемая этим законопроектом, многим знакома, эти положения были выделены из состава ранее вносимого в Госдуму законопроекта по отмене категорий земель. Основная цель принятия этого документа — совершенствование механизма определения видов разрешенного использования, исходя из зонирования. На практике возникает много вопросов, связанных с тем, что арендатор в одностороннем порядке не может менять вид разрешенного использования земельного участка в обход арендодателя. Законопроект как раз и направлен на то, чтобы четко установить ситуации, при которых арендатор сможет беспрепятственно менять вид разрешенного использования», — сказал он.

На сегодняшний день уже упрощен переход из одного вида разрешенного использования земельного участка в другой, исключения составляют перечисленные в законе земельные объекты: особо охраняемые природные территории, защитные зоны и др. 

Данный законопроект, с одной стороны, предлагает комплексное решение существующих проблем, а с другой — повышает гибкость принятия решений в вопросах земельных отношений.

Комиссия ОП РФ проводила экспертный опрос, в котором принимали участие палаты субъектов РФ, собирала замечания и предложения по этому законопроекту. Участники выявили, что законопроектом исключается возможность для органов местного самоуправления влиять на развитие своей территории. 

Однако такое противоречие существует в Градостроительном кодексе и 131-м Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но обсуждаемый законопроект не затрагивает данный аспект. 

Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин в свою очередь особо обратил внимание участников на регулирование строительства объектов недвижимости на землях крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).

«Московская область активно развивается и по количеству сделок недвижимости превышает Москву и Санкт-Петербург, поэтому для нас очень остро встает вопрос использования земельных участков для КФХ, но в этом законопроекте ничего об этом не сказано. Считаю, что важно четко регулировать использование земель для КФХ», — сказал Разин.

Территории Московской области официально зарегистрировано девять тысяч КФХ, а реально действующих из них — не более тысячи.

«Непонятно, как вести контроль на практике, это вопрос неурегулированный. Мы предлагаем не давать земли фейковым КФХ, которые не ведут реально свою деятельность, и не разрешать им использовать землю под строительство недвижимости. Надо четко регулировать деятельность КФХ. Предлагаем утвердить жесткие критерии строительства домов на землях КФХ: только одно жилое строение с определенными параметрами, нельзя межевать землю и строить коттеджные поселки», — заявил Андрей Разин.

Василий Корякин согласился и предложил на следующем заседании рабочей группы, созданной при Минэкономразвития РФ, рассмотреть именно этот вопрос и высказать свои предложения. 

Заместитель директора департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Роман Шуранов считает, что предоставление земельных участков крестьянско-фермерским хозяйствам позволит привлечь людей к развитию села, но важно контролировать строительство жилых домов на этих землях.

«Земельные участники для КФХ будут предоставляться без проведения торгов. Напомню, что в регионах 40 процентов неиспользованных земель сельхозназначения, и мы считаем, что упрощение механизма получения земли для КФХ будет способствовать увеличению миграционных потоков в село», — подчеркнул представитель Минсельхоза РФ.

Подводя итоги встречи, Андрей Максимов отметил, что общественниками и экспертами законопроект поддерживается в той части, где он систематизирует и повышает гибкость правового регулирования земельных участков, но все высказанные замечания и предложения войдут в итоговую резолюцию и будут учтены при подготовке следующего варианта документа.

 

Благодарим пресс-службу ОП РФ за материалы встречи