ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ ПРОВЕСТИ «РЕГУЛЯТОРНУЮ ГИЛЬОТИНУ»

Работа надзорных органов и существующие регламенты подвергаются регулярной критике со стороны  предпринимательского сообщества и считаются чуть ли не единственным сдерживающим фактором в  развитии отечественного малого бизнеса.

Механизм «регуляторной гильотины» предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов.

Этот термин означает инвентаризацию всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью понять - соответствуют ли они современным реалиям. Если соответствуют, то нормы остаются, если нет, то они отменяются или изменяются.

Не секрет, что этих норм чересчур много - более 9 тысяч (которые содержат более 2 миллионов обязательных требований) . Среди них до сих пор встречаются те, что были приняты еще при СССР. При нынешнем уровне технологического развития, это является одним из основных препятствий для развития бизнеса, при этом не достигается ключевая цель этих требований – безопасность людей. 

«Нам нужно придерживаться очень жесткого подхода относительно перечня обязательных требований. Сегодня мы в них утопаем», - заявил на пленарном заседании заместитель руководителя аппарата правительства РФ Юрий Любимов.

Эти акты и виды контроля часто пересекаются между собой. Даже в «относительно благополучных видах контроля» бывает, что ведомства издают акты похожего типа, которые, однако, прямо противоречат друг другу - либо ведомство, которое затем занимается проверкой на основании этих актов, никак не участвует в их разработке.

По словам Юрия Любимова, типичный пример такого противоречия можно найти в пожарном надзоре, где существенный блок работы связан с проверкой конструкции зданий и помещений. Например, предъявляется требование расширить проходы, но ни арендатор, ни собственник не могут его выполнить, поскольку не они строили здание и планировали его несущие стены. Эти требования должны быть заложены изначально в строительные акты.

Серьезной проблемой так же являются устаревшие правила, заложенные в действующие акты - нередко они значительно увеличивают как сроки, так и стоимость реализации того или иного проекта, в том числе социально значимого, отметил Юрий Любимов.

Именно поэтому Правительство приняло решение провести «регуляторную гильотину». К 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные контрольно-надзорные требования, должен быть полностью заменён на новые.

Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Она будет проводиться с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.

В рамках «дорожной карты» федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля и надзора, должны подготовить новую структуру нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля/надзора.

Должны быть подготовлены проекты федеральных законов, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне.

Правительство определило список 45 рабочих групп, которые будут обсуждать применение «регуляторной гильотины» в контексте контрольно-надзорной деятельности (КНД). Во всех 45 рабочих группах есть головные ведомства (например, МЧС в группе «Пожарная безопасность»), а также участвующие в обсуждении, «сочувствующие» госорганы (Минприроды, Рослесхоз и Ростехнадзор), а также эксперты от общественных организаций.