ГАРАНТИИ МАЛОМУ БИЗНЕСУ ВПИСЫВАЮТ В ЗАКОН

Правительство внесло в Госдуму законопроект с правкой закона о малом бизнесе, призванный изменить порядок распределения средств федерального бюджета на развитие региональных гарантийных организаций (РГО), обеспечивающий получение кредитов субъектами МСП. Выделять средства предлагается в зависимости от эффективности РГО и их финансовой устойчивости. Поправки призваны подтолкнуть кредитование малого бизнеса, который пока не получает даже уже одобренных объемов господдержки.

Внесенный в Госдуму законопроект предлагает изменить принципы финансирования из федерального бюджета региональных гарантийных организаций (РГО), выдающих поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Разработанные Минэкономики поправки необходимы для расширения кредитования малого бизнеса – в рамках профильного нацпроекта.

Средства на развитие РГО предлагается распределять в зависимости от их финансовой устойчивости и способности исполнять взятые на себя обязательства. Инструментом для оценки должна стать система внутренних рангов (степеней надежности организаций), которую разработает Минэкономики. Предполагается, что ранжированием займется Корпорация МСП — сейчас она проводит оценку РГО на соблюдение установленных требований.

По данным Минэкономики, объем выданных РГО поручительств в 2018 году составил 48 млрд руб., действующий портфель поручительств всех РГО на 1 июля 2019 года был равен 82 млрд руб. В пояснительной записке к проекту отмечается, что, несмотря на двукратный рост объемов поддержки, гарантийный капитал РГО с момента создания системы в 2015 году увеличился лишь на 7,8 млрд руб. Для дальнейшего роста объемов финансовой поддержки надо менять систему распределения средств федерального бюджета на развитие РГО, отмечают авторы законопроекта.

Субъекты МСП не пользуются господдержкой из-за сложности процедур

Проектом предлагается закрепить в законе о малом бизнесе понятие национальной гарантийной системы (НГС), действующей сейчас на основе приказа Минэкономики от 2015 года. Напомним, сейчас в НГС действует трехуровневая модель оказания поддержки, включающая Корпорацию МСП (гарантии для средних и крупных проектов и поручительства по кредитам), МСП-банк (гарантии по закупкам государства и госкомпаний) и РГО (поручительства по «поточным» технологиям). Консолидированный объем бюджетной поддержки по НГС в 2015–2018 годах составил 831 млрд руб.

Как ранее сообщал первый замглавы Минэкономики Михаил Бабич, с начала 2019 года малый и средний бизнес получил 582 млрд руб. финансовой поддержки, в том числе 240 млрд руб. по НГС и 341,6 млрд руб. по программе льготного кредитования. При этом потратить на поддержку малого бизнеса в этом году предполагалось 1,1 трлн руб. Ранее на неэффективность мер гарантийной поддержки в регионах указывала Счетная палата: по данным госаудиторов, в 2015–2017 годах за гарантийной поддержкой обратились лишь 0,1% от общего количества субъектов МСП, за микрозаймами — 0,3–0,4%. При этом, считает СП, меры не улучшили финансовые показатели предпринимателей, притом что денег на поддержку выделяется все больше: на 2019–2024 годы на докапитализацию микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования предусмотрено 22,9 млрд руб., РГО — 15,6 млрд руб., 93,5% этих средств — из федерального бюджета.

Автор: Диана Галиева

Источник: Газета "Коммерсантъ" №217 от 26.11.2019, стр. 2