АККОР: К РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И УЛУЧШЕНИЮ ДОСТУПА К РЫНКАМ СБЫТА

АККОР направил в Министерство промышленности и торговли РФ предложения по развитию конкурентной среды и улучшению доступа к рынкам сбыта для отечественных сельхозтоваропроизводителей (публикуются ниже).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ АККОР ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И УЛУЧШЕНИЮ ДОСТУПА К РЫНКАМ СБЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ВКЛЮЧАЯ МЕЛКИХ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Развитие конкурентной среды предполагает создание условий для устойчивого развития отечественных сельхозтоваропроизводителей, в том числе предприятий малого бизнеса, представленных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями различных организационно-правовых форм, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

В этой связи Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России предлагает рассмотреть три блока вопросов:

 I. Повышение конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей на российском продовольственном рынке в связи с вхождением России в ВТО

 II. Конкурентоспособность и доступ к рынкам сбыта малого бизнеса на селе

 III. Конкурентоспособность и финансовая устойчивость малого бизнеса на селе

* * *

I. Повышение конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей на российском продовольственном рынке в связи с вхождением России в ВТО

Повышение конкурентоспособности отечественного сельхозтоваро-производителя, в первую очередь, зависит от активного участия государства и принятию соответствующих мер в рамках реализуемой аграрной политики. В связи с этим предлагается:

- Обеспечить главенствующую роль государства в регулировании объемов и формировании цены на сельскохозяйственную продукцию, производимую отечественными сельхозпроизводителями.

В соответствии со статьями 5 и 6 ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» Правительству РФ необходимо установить общие правовые и экономические принципы и положения по формированию и исполнению на контрактной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, определив гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение затрат и получение товаропроизводителем дохода, достаточного для ведения расширенного воспроизводства, с определением объема закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предстоящие пять лет.

 - Осуществление госзакупок основных сельскохозяйственных продуктов, включая госзакупки для социальных нужд, медицинских, школьных и дошкольных учреждений и т.д. только у отечественного сельхозтоваропроизводителя. Установление в госзакупках квоты, приходящейся на малый бизнес.

- Использование специальных механизмов технического регулирования и внедрения российской национальной системы оценки качества по чувствительным к рыночным тенденциям продуктам и активное их внедрение.

- Введение специальных сборов за проверку на соответствие импортной продукции российским нормам качества с российских компаний-импортеров (по аналогии с автомобильной промышленностью - введение налога на утилизацию автотранспортных средств.)

 - Принятие Федерального закона о натуральной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации, предусматривающего порядок ее сертификации и ценообразования, что поддержит малый бизнес более высокими ценами за экологически чистую продукцию.

- Стимулирование переработчиков и торговых сетей закупать продукцию отечественного производства. Крупные торговые сети и перерабатывающие предприятия ориентированы сегодня преимущественно на более дешевую импортную продукцию. Необходимо разработать и применить налоговые льготы, льготные тарифы на потребляемые ресурсы и другие стимулирующие меры.

II. Конкурентоспособность и доступ к рынкам сбыта малого бизнеса

Развитие конкурентоспособной среды предусматривает улучшение доступа к рынкам сбыта субъектов малого агробизнеса. В целях создания конкурентной среды предлагаются мероприятия по развитию сельскохозяйственной потребительской снабженческо-сбытовой, обслуживающей, перерабатывающей кооперации при помощи экономического стимулирования, создания благоприятного правового поля, ведения разъяснительной и консультационной работы, интеграции малого бизнеса с торговыми сетями.

 Создание конкурентной среды через развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации преследует несколько целей.

Во-первых, кооперативные объединения являются альтернативой крупным монополистическим предприятиям. Возможность для малого сельхозтоваропроизводителя воспользоваться услугами, как частного, так и кооперативного предприятия по хранению и переработке сельхозпродукции будет способствовать установлению конкурентных цен на услуги.

Во-вторых, кооперация позволит мелким разрозненным производителям наладить во взаимоотношениях с торговыми сетями регулярность поставок, обеспечить качество продукции и рост объемов реализации.

В-третьих, кооперативы позволят облегчить доступ малых форм хозяйствования к контрактам на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных учреждений.

Для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации предлагается:

- Реализовать мероприятия по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации согласно концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года.

- Признавать сельскохозяйственный потребительский кооператив сельхозтоваропроизводителем, если в выручке доля от реализации сельхозпродукции и услуг для членов кооператива составляет 50%.

- Внести изменения в законодательство по налогу на добавленную стоимость в части уплаты НДС членами кооперативов, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Установить плату НДС не со всей выручки кооператива, а с разницы от цены реализуемой продукции.

- В подзаконных актах четко прописать право сельскохозяйственных потребительских кооперативов заниматься сертификацией объединенных партий реализуемой сельскохозяйственной продукции членами кооперативов, не требуя этого от самих сельхозтоваропроизводителей – членов кооперативов. Данные нормы следует прописать в первую очередь в нормативно-правовых актах Россельхознадзора.

- Осуществлять строительство рынков и логистических центров по переработке сельскохозяйственной продукции за счет бюджетных средств с последующей арендой и выкупом объектов сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Государственное регулирование деятельности торговых сетей и улучшение доступа в сети малого бизнеса

Малому бизнесу напрямую трудно получить доступ в торговые сети по ряду причин, включая обременительные условия, диктуемые последними. Только за размещение продукции устанавливается вознаграждение, которое составляет от 7 до 15% месячного товарооборота по контракту.

 Предлагается:

 - в ФЗ «О торговле» включить положение о соотношении доли в конечной цене за продукцию, оплачиваемую российским покупателем в цепочке «производитель — переработчик — продавец», защитив интересы сельхозтоваропроизводителя.

- Внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» - запретить торговым сетям навязывать сельхозтоваропроизводителю услуги по рекламированию, маркетингу поставляемой сельхозпродукции;

 - Стимулировать интеграцию торговых сетей с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами через меры государственного регулирования.

 Совершенствование государственных закупок

Целесообразно разработать меры по стимулированию предприятий, выигрывающих конкурсы на поставку продуктов питания в государственные учреждения, приобретать продукцию местных сельхозпроизводителей, с установлением квоты на сельскохозяйственные микропредприятия, расширения открытости и прозрачности аукционов по закупке сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время госзакупки сельскохозяйственной продукции организациями, заключившими государственные контракты, слабо контролируются, что дает им возможности закупать более дешевую импортную продукцию, а для прикрытия этих действий заключать формальные договора с местными сельхозпроизводителями, по которым продукция не закупается или закупается в очень малых количествах. Это влечет за собой то, что отечественные сельхозпроизводители не могут поставлять свою продукцию в государственные учреждения своего региона, а гарантированный рынок сбыта заполняется импортом.

В целях улучшения доступа малых форм хозяйствования к государственным закупкам предлагаем внести изменения и дополнения в ФЗ № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг»:

- закупки сельскохозяйственной продукции осуществляются только у сельхозтоваропроизводителей, исключая посредников;

- основными экспертами, осуществляющими общественный контроль по проведению процедур закупок в той или иной отрасли, определить общественные организации, в том числе союзы (ассоциации), представляющие интересы сельхозтоваропроизводителей;

- при закупке сельскохозяйственной продукции разрешить формировать лоты по принципу одноименности товаров (один лот — одно наименование). Тогда в одном лоте может участвовать продукция, производимая конкретным сельхозтоваропроизводителем, исключая посредников;

- начальная и максимальная цена контракта по закупкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должна определяться расчетным способом посредством использования нормативного метода и в соответствии с ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». В случае, если заявка содержит предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной или выше максимальной цены контракта, то участник, представивший такую заявку, обязан представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование, с приложением экспертного заключения организациями общественного контроля.

Целесообразно также совершенствовать механизмы интервенционных закупок.

 С этой целью предлагается:

 - Реализовать меры, направленные на развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в соответствии с принятой концепцией развития кооперации на селе на период до 2020.

- Применить механизм государственных залоговых закупок сельскохозяйственной продукции на складах товаропроизводителей по минимальным ценам, устанавливаемым МСХ, с возможностью обратного выкупа (залоговые закупки). С этой целью внести соответствующие изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства.

- При проведении закупочных интервенций установить квоту для малого агробизнеса в размере не менее 30% от объема закупок.

 - Расширить перечень основных видов сельхозпродукции, по которым государство проводит интервенционные закупки с определением минимального уровня закупочных цен.

- Внести изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части проведения интервенционных закупок, обеспечивающих торги на повышение от минимально утвержденной цены.

III. Конкурентоспособность и финансовая устойчивость малого бизнеса

 Развитие малых форм хозяйствования, обеспечение их расширенного воспроизводства невозможно без привлечения заемных ресурсов. Именно поэтому любой кредит, выданный представителю малого бизнеса на сельской территории, имеет высокую социальную значимость. Сегодня только около 10% хозяйств пользуются кредитными ресурсами из-за сложной процедуры оформления, отсутствия залога, высоких процентных ставок.

Малые формы хозяйствования объективно для кредитных организаций являются неудобным, сильно диверсифицированным сегментом. Увеличивая производимый объем продукции в натуральном выражении, они получают меньшую долю кредитных ресурсов. Так, только крестьянские хозяйства, произведя в 2013 году продукции на 386 млрд. рублей, получили кредитов на 25,3 млрд., т.е. 6,5% от объемов производства. При этом в прошлом году объем кредитования по сравнению с 2012 годом снизился на 32%.

 В целях повышения конкурентоспособности малого бизнеса в рамках ВТО необходимо принять срочные меры по улучшению доступа МФХ к кредитным ресурсам и снижению процентных ставок.

С этой целью необходимо:

- Выделение Центральным банком связанных кредитов коммерческим банкам под низкую процентную ставку для кредитования именно малого бизнеса в АПК. Однородные ссуды для малого агробизнеса установить сроком не менее 2 лет.

- Создание на федеральном уровне гарантийного фонда на базе Фонда развития сельской кредитной кооперации, предоставляющего гарантии по кредитам, выделяемым субъектам малого агробизнеса как в коммерческих банках, так и через кооперативную систему.

- Выделение в рамках Государственной программы средств на программу по обновлению сельскохозяйственной техники и оборудования, реализуемой Росагролизингом, включая малые формы хозяйствования, с нулевым первоначальным платежом и полугодовым мораториям на выплаты.

- Разработка и принятие целевой программу по обновлению парка сельскохозяйственной техники и оборудования, предусмотрев 35%-ную компенсацию ее стоимости.

- Развитие агрострахования с господдержкой, гарантирующего крестьянскому хозяйству при наступлении страхового случая получение среднего за пять лет дохода.