АЛЕКСЕЙ РАЧЕНКОВ РАССКАЗАЛ О ФАКТОРАХ, ТОРМОЗЯЩИХ РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ В РОССИИ

Одно из самых эмоциональных выступлений и конструктивные предложения на пленарном заседании XXXI Cъезда АККОР представил президент Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств Приморского края, действующий фермер Алексей Раченков.

Публикуем стенограмму его доклада и презентацию (скачать).

«Наша семейная ферма была создана в 2012 году исключительно благодаря государственной программе развития семейных животноводческих ферм. Мы получили грант и смогли построить одну из самых современных ферм на территории всего Дальнего Востока и Приморского края. Наш проект рассчитан на 362 головы. Первая очередь – 132 головы. Все процессы на ферме абсолютно автоматизированы. Там стоит самое современное оборудование. Сегодня мы проводим много мероприятий на территории своей фермы, демонстрируя, как можно добиваться доходности в молочном животноводстве.

Помимо того, что мы создавали собственную ферму, мы прошли тернистый путь от покупки земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию. Некоторые вопросы у нас не решены до настоящего времени.

С одной стороны, мы благодарны государству за возможность строить собственные фермы – эта мечта у нас с братом была с детства. С другой стороны, мы видим, что находимся в зависимости от различных органов государственной власти, которые, как коршуны, следят за нами и ждут, когда мы оступимся в том или ином вопросе.

Я бы хотел озвучить проблемы, с которыми мы столкнулись. Уверен, с такими же проблемами сталкиваются многие фермеры нашей необъятной родины.

Во-первых, это некомпетентность органов местного самоуправления.

Мы получили разрешение на строительство через 3 месяца после того как сделали проект и подали его. Никаких сложностей у нас не возникло. Однако из-за того, что специалисты Архитектуры неправильно подали сведения в органы Стройнадзора, нам пришлось переделывать полностью проект, а также получать заключение экспертизы, хотя у нас объект изначально не подлежал государственной экспертизе. Мы до настоящего времени так и ведем работу по вводу объекта в эксплуатацию.

Во-вторых – это масштабная система противопожарной безопасности на фермах всех категорий.

В соответствии с действующим законодательством любые объекты объемом более 5 000 кубических метров подлежат обязательной системе внутреннего и наружного пожаротушения. Это безумные объемы воды должны быть на ферме: пожарные гидратны, пожарные насосы, электростанции резервные. Никто не беспокоится о том, как мы будем поить водой животных, но все беспокоятся о том, как мы будем, в случае чего, тушить пожар. Требования к ферме в 50-100 голов такие же, как и к социально-культурным объектам (больницам, школам и т.д.). Но сами пожарники говорят нам, что никогда не будут пользоваться нашими гидрантами. Они приедут, воткнут в наш пожарный резервуар свою помпу и будут тушить наш пожар. Вместе с тем, эти требования есть. Чтобы выполнить все требования пожарной безопасности, мы посчитали смету – это порядка 10 млн рублей.  При сумме гранта в 30 млн рублей треть мы должны отдать только за систему пожаробезопасности. Мне кажется, это, как минимум, несправедливо.

В-третьих, подключение к электричеству.

Несмотря на близость нашего объекта к населенному пункту, мы были вынуждены самостоятельно тянуть линию электропередач 2,5 км. Теперь на балансе нашего крестьянского хозяйства есть линия электропередачи 10 киловольт, собственная подстанция. Мы имеем в штате 2 электриков, чтобы это обслуживать. По сути, мы заплатили порядка 3 млн рублей за все эти вещи и в течение 9 месяцев не могли подключиться к электричеству. В конечном итоге мы подключились в режиме ограниченного пробного пуска и уже 5 лет так работаем. Мы исправно платим за электричество. Про цены на электричество я говорить не буду. Вместе с тем, подключиться к электричеству – это целая проблема.  Сейчас мы курируем еще 2 фермы, которые строятся. Уже год как мы не можем подключить их к электричеству.

В-четвертых, водоснабжение.

Понятно, что каждая ферма может быть подключена к центральной системе водоснабжения. Поэтому, мы практически везде создаем собственные артезианские скважины. Однако сталкиваемся с проблемой лицензирования этой скважины. В течение 3 лет должны сдавать анализы воды каждый месяц. Мы это делаем и подтверждаем, что она соответствует качеству питьевой воды. Таким образом, около 10 000 рублей ежемесячно на это мы тратим. Только к концу 2021 года у нас будет возможность получить лицензию на питьевую воду. Это проблема, и она возникла буквально 3 года назад, когда полностью сменилось законодательство в области водоснабжения.

Еще одна проблема – невозможность строительства жилья на территории собственной фермы.

Мы не можем жить на территории своей фермы. Можем там строить общежитие и проживать в нем, однако получить прописку на территории фермы невозможно. Это бред! Мы фермеры, мы живем на территории своей фермы. Дайте нам возможность построить там дом и прописать себя и своих детей!

Оформление ветеринарных документов.

Две цифры. Наша ферма – 100 голов коров - только за 2019 год потратила 300 000 рублей на ветеринарные препараты и 500 000 рублей на ветеринарные разрешительные документы. Вдумайтесь! Каждые 10 дней мы сдаем анализы, на каждую партию молока мы выписываем ветеринарные сопроводительные документы. У нас стоит «Меркурий», но мы оформляем еще кучу бумажек, тратим на это деньги. Это просто несправедливо. Полмиллиона денег при выручке 30 млн в год – безумная цифра!

Лицензирование навоза

Самая главная проблема – это то, что коровы, помимо молока, дают еще и навоз. В соответствии с классификатором, навоз отнесен к особо опасным отходам, оборот с которыми требует обязательного лицензирования, обучения специалистов, и мы не имеем права с этим навозом чего-либо делать до тех пор, пока не проведем ряд мероприятий. Проблему эту решить невозможно! Корова не может не производить навоз!

Какие предложения?

  • Семейный фермер – основа фермерства, мы предлагаем на законодательном уровне закрепить понятие «семейная ферма», как субъекта правоотношений. В градостроительных документах, в гражданском кодексе – нам будет проще работать с этим инструментом.
  • Упросить процедуру получения разрешения на строительство для семейных ферм. Если в 2012 году мы получили разрешение на строительство за 3 месяца, то сейчас на это нужно 1,5 года. Если упростить эту процедуру, семейных ферм появится гораздо больше.
  • Сократить требования пожарной безопасности для семейных ферм. Достаточно пожарного резервуара и мотопомпы, которая будет качать, тушить пожар. Мы сами обеспечиваем все эти пожарные мероприятия. Это не объекты соцкультбыта, где присутствует большое количество людей. Своих животных мы сможем самостоятельно защитить.
  • Мы предлагаем внести на законодательном уровне подключение семейных ферм к сетям за счет средств федерального бюджета. Это облегчит труд фермера по созданию семейных животноводческих ферм.
  • Упростить процедуру получения лицензии на водоснабжение и водопользование. Самое главное – признать навоз побочной продукцией животноводства, а не особо опасными отходами.

Уверен, что буду услышан с этой трибуны. Всех с праздником, с 30-летием нашей ассоциации. Уверен, что вместе – мы сила!»