ГОВОРЯТ ФЕРМЕРЫ: НУЖНО ЭФФЕКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИБИРИ

О деятельности и задачах фермеров Сибирского федерального округа на XXXI Съезде АККОР рассказала исполнительный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области Алла Хмелева.

- В этом году отметили 30-летие АККОР. За эти годы фермерство состоялось, окрепло и заняло достойное место в структуре АПК. Это стало возможным благодаря нашей активной позиции по отстаиванию своих интересов, благодаря самоотверженному труду специалистов вертикали фермерского самоуправления.

Всего в последние годы оказано значительное внимание отрасли сельского хозяйства. Практически все программные документы, разработанные на основе майских указов Президента России, затрагивают жителей села. Особое место отведено развитию Сибири и Дальнего Востока. В Сибири принята программа комплексного развития сельских территорий на 2020-2024 гг. Ассоциации и фермерские объединения активно сопровождают реализацию данной программы через консультативную, информационную деятельность, путем вовлечения граждан в занятие сельским хозяйством. Регионы нацелены на достижения результата по каждой из задач, поставленных в принятой программе.

Особое внимание уделяется освоению невостребованных земель. На сегодняшний день это одна из приоритетных задач, решение которой требуется на всех уровнях власти. Нужно эффективнее использовать огромный потенциал Сибири. Только в Новосибирской области невостребованными являются 2 млн гектар продуктивных земель сельхозназначения. Из них 400 000 гектар – фонд перераспределения и более 1500 000 – земли ликвидированных хозяйств.

Общий валовый сбор зерна по КФХ в Новосибирской области составляет в пределах 2,5 млн тонн, средняя урожайность на уровне 17 центнеров с гектара. Это очень мало, особенно, по сравнению с южными регионами. Но выйти на более высокий уровень мы не можем из-за слабой экономической возможности сельхозпроизводителей. По этой причине в гектар сибирской земли вносится, в среднем, лишь 4-5 кг удобрений. Это в разы меньше, чем необходимо для получения достойных урожаев. При правильном подходе в Сибири можно получать в 2-3 раза больше сельхозпродукции. В таких неравных условиях нам конкурировать, к примеру, с Краснодарским краем с урожайностью 60 и более центнеров с гектара, очень сложно. Мы значительно проигрываем в цене на сельхозпродукцию. В Сибири, на текущую дату, цена пшеницы за 1 тонну достигла, в среднем, по региону 10 000 рублей.

Сложности транспортной логистики ставят крестьян в условия, когда они становятся заложниками у местных переработчиков, которым осенью крестьяне вынуждены продавать свою продукцию по бросовым ценам -7000-8000 руб. за тонну при себестоимости 7500-8000 рублей.

С целью нивелирования ценовых параметров необходимо на постоянной основе предусматривать компенсацию затрат, связанных с транспортировкой сельхозпродукции в удаленных от рынков сбыта регионах. Нужно создавать сельхозпроизводителям условия с государственным участием для строительства либо выкупа линейных элеваторных емкостей. Считаем, что только долгосрочные внятные решения, влияющие на деятельность аграрного комплекса, позволят увереннее строить планы на будущее фермерским хозяйствам, населению, занятому в производстве, получать достойную заработную плату, а наша продукция с понятными ценовыми параметрами будет востребована и в азиатском регионе, и далеко за его пределами.

Не менее важно выравнивание ценовых параметров и в животноводстве. В связи с климатическими особенностями в Сибири фермер-животновод за зиму сжигает солярки не меньше, чем растениевод в сезон. В этом году у нас выдалась очень снежная зима. Ежедневно фермеры задействуют свою технику для расчистки территорий не только в своих хозяйствах, но и приходят на помощь селянам в очищении поселковых дорог. Эти затраты фермер практически не компенсирует. Они ложатся на увеличение стоимости его продукции.  Соответственно, себестоимость молока и мясной продукции в Сибири значительно выше, чем в других регионах с более мягким климатом. А строительство помещений для содержания скота в разы дороже, как и уход за поголовьем. Тратится больше кормов, энергоносителей и запасных частей.

Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования федерального, территориального, регионального дорожного фонда. Средства, полученные от акцизов, идут на финансирование дорожного хозяйства. Аграрий сжигает свою солярку в полях. Соответственно, почему приобретая дизельное топливо для сельхознужд по заоблачным, чаще всего, ценам, в которую заложена львиная доля акцизов, он должен оплачивать содержание дорог? Законодательно сейчас закреплена доля акцизов 20% в цене на ГСМ. По факту, розничные сети любое завышение обосновывают повышением акцизов. Поэтому, вопрос ценообразования на ГСМ для аграриев должен быть решен в особом порядке на законодательном уровне.

Несомненно, основной болевой точкой аграриев является экономическая основа, но нас так же волнуют вопросы отсутствия квалифицированных кадров, специалистов рабочих профессий и заоблачные цены на энергоносители, несовершенство нормативной базы в земельных отношениях и многое другое. Озвученные проблемы требуют безотлагательного решения.

Аграрный бизнес – нелегкий труд для любого региона. Мы предлагаем Минсельхозу, Правительству, Госдуме при принятии тех или иных решений, влияющих на деятельность села, учитывать особенности регионов.

Актуальные для сибирских регионов вопросы мы отразили в проекте резолюции нашего съезда и надеемся, что они будут реализованы.