РГ: КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСЛОЖНИЛИ ФЕРМЕРАМ ПОСЕВНУЮ

В России продолжается посевная кампания. В целом дела идут хорошо, хотя и не без сложностей. «Российская газета» уже писала о проблеме с кадрами из-за коронавируса. Но всплыли и другие трудности, которые так же, как и дефицит работников, могут осложнить дальнейший ход полевых работ.

Без денег не посеешь

В Самарской области рук на селе хватает. Фермеры всегда справлялась своими силами, не привлекая мигрантов.

«Но есть другая проблема, - говорит президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, фермеров и сельхозкооперативов по Самарской области Виталий Кожеваткин. - Это финансы. Некоторые фермеры не могут получить кредиты на посевную. Если раньше у местного отделения Россельхозбанка был определенный лимит, деньги распределялись здесь, то сейчас, мы так понимаем, все решается в Москве. Вопрос затягивается. К тому же режим самоизоляции не добавил фермерам мобильности, надо ведь собрать целый пакет документов для кредита. Но не у всех есть коммуникации, потому что не везде работает Интернет».

Еще есть одна трудность, связанная с деньгами. «Многие начинающие фермеры рассчитывали на грантовую поддержку из регионального бюджета, - продолжает глава ассоциации. - Подготовили бизнес-планы, но получили далеко не все, кто хотел. Финансирование по поддержке срезали».

Проблемной стала и погектарная поддержкой, рассказал председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Новосибирской области Алексей Сальников.

«В прошлом году мы вовсе остались без нее, из-за новой нормы, по которой семена должны быть районированные, местных сортов, - пояснил он. -Фермеры ими не обладали, но закупили для разведения. Теперь, когда мы их размножили, оказалось, что платежи в рамках «погектарки» стали авансовыми, а значит рассчитываться будут по прошлогодним объемам заявленных посевов. Нам обещают, что оплата пойдет позже, по факту отсеянных районированными семенами площадей, но в посевной эти деньги уже не поучаствуют».

Тем временем, цены серьезно подросли. «Подорожало практически все - запчасти, химия, техника, - рассказал омский фермер Юрий Щербака. - Нам объясняют, что это связано не с пандемией, а с ростом курса доллара. Но отечественная техника также выросла в цене на 15-20 процентов. А к примеру, трактор «Беларусь» подорожал на 300 тысяч рублей».

Небольшой город Ершов, где проживает менее 20 тысяч жителей, оказался на втором месте после областного центра - Саратова - по числу инфицированных коронавирусом жителей в регионе. В конце апреля здесь ввели карантин, сначала в городке, затем и во всем районе.

Как рассказал руководитель местного отделения фермерской ассоциации Николай Кузьмин, это вызвало проблемы при проведении полевых работ. Из-за того, что город был закрыт, сельчане из соседних сел не могли купить запчасти для сельхозтехники. Работу удалось наладить не сразу.

Аналогичные проблемы были и в Омской области. Фермеры назвали перебои с поставками запчастей - одной из самых серьезных проблем весенней страды.

«На протяжении трех недель мы не могли приобрести ни болты, ни хомуты, ни сальники, - сетует в разговоре с «РГ» президент Союза крестьянских фермерских хозяйств Омской области, фермер Иван Бригерт.- Только недавно ситуация несколько стабилизировалась».

Нелегко было и аграриям Воронежской области. В первые дни после введения режима всеобщей самоизоляции возникали опасения насчет запчастей к сельхозтехнике. Автомагазины закрылись, поставщики не сразу разобрались, как организовать дистанционную работу с доставкой, боялись наказания. И только после того, как компаниям разъяснили, что их деятельность законна, трудности с запчастями закончились.

Нелегко пришлось и алтайским фермерам, рассказал корреспонденту «РГ» глава Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края Александр Балаков. В первую неделю самоизоляции у аграриев возникли проблемы с приобретением техники, запчастей, удобрений, поскольку поставщики приостановили работу. «Мы забили тревогу: невозможно было получить даже оплаченные посевные комплексы, сеялки и другую нужную нам продукцию», - говорит фермер из Косихинского района Александр Траутвейн.

Но, надо отдать должное, региональные власти тут же отреагировали на жалобы крестьян и сняли запрет на работу предприятий-поставщиков.

Как проехать в поле

В Новосибирской области во время посевной обострилась «хроническая» проблема с перегоном техники с поля на поле, с пропуском для нее.

Основные рабочие сельхозмашины выпускаются с повышенными габаритами, а к этому добавляются и размеры прицепных орудий. «Чтобы переместить технику с поля на поле, нужны заявки на перегон и на сопровождение - очень сложный процедурный момент», - подчеркивает председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Новосибирской области Алексей Сальников. На фоне общей повышенной готовности отсутствие оперативности в транспортировке техники очень заметно.

Источник: Российская газета