В МИРЕ: ПОЧЕМУ ФЕРМЕРЫ ЗЛЯТСЯ НА ПРОГНОЗЫ УРОЖАЯ МИНСЕЛЬХОЗА США

Ситуацию с настроениями фермеров на примере немецких аграриев разбирал эксперт д-р Олаф Зинке в своей статье на портале www.agrarheute.com.

«Многие фермеры злы. Сначала им говорили, что урожай зерна будет огромным, а теперь ожидания внезапно рухнули; сначала цены на зерно, по сообщениям агроаналитиков, падали, но оказалось, что они растут. И фермеры спрашивают, как им, собственно, относиться к таким прогнозам, неужели данные используются как инструмент в подковерных играх?

На самом деле, злого умысла нет. При составлении агроаналитики существует сложная система опросов, оценок, наблюдений и прогнозов, в которую вовлечено большое количество людей и учреждений. В то же время нельзя исключать факторы неопределенности, такие как погода.

В любом случае, прогнозы урожайности следует понимать не как статическую величину, а как очень динамичный процесс, который должен регулярно адаптироваться к реальности - то есть влиянию погоды.

Кстати, не только фермеры в Европе и Германии критикуют прогнозы урожая - в Соединенных Штатах отчеты USDA об урожаях регулярно подвергаются критике, когда фермеры обвиняют USDA в наличии «тайной повестки дня» для составления оценок и прогнозов с целью манипуляций, в том числе включая цены на зерно.

Однако, основа для оценки урожая одинакова во всех странах и регионах. Отправной точкой являются оценки посевных площадей осенью или весной, данные собираются, главным образом, различными учреждениями во время опросов фермеров об их намерениях.

Кроме того, в настоящее время проводятся спутниковые наблюдения, а в последнее время и оценка районов с помощью дронов. Также важно: эти данные о культивировании обновляются через регулярные промежутки времени - посредством дальнейших обследований и, насколько возможно, посредством измерений и сравнения с другими данными.

Например, в Европе очень рано признали, что площадь под озимую пшеницу будет значительно меньше в 2020 году - потому что посев был возможен только в очень ограниченных масштабах в результате массовых дождей прошлой осенью.

Опросы, проведенные в наиболее важных аграрных странах ЕС, показали, среди прочего: для Франции сокращение посевных площадей на 350 000 гектаров до наименьшего значения за последние два десятилетия, в Германии снижение составило 200 000 гектаров или почти 7 процентов.

Вторая основа для оценки урожая - это ожидаемая урожайность - и она очень сильно зависит от погоды в течение вегетационного периода - вспомните засуху последних трех лет или наводнение в США в предыдущем году.

Первая очень ранняя оценка урожая зерновых для ЕС, например, была основана на предполагаемой площади и средней долгосрочной урожайности - для пшеницы это около 5,76 ц на гектар в Европе. Поскольку посевные площади в ЕС сократились, ожидаемая урожайность тоже.

Однако в других регионах мира ситуация иная: значительный рост посевных площадей заявили крупнейшие экспортеры, в частности, Россия, Австралия и Канада, а также мощные производители - Индии и Китаю.

Конечным результатом является то, что мировой урожай пшеницы - первоначально на бумаге - огромен, хотя в Европе он, кажется, довольно мал.

О ценах. Цены на рынке пшеницы формируются в наиболее важных центрах экспортной торговли. Ведь европейцам приходится продавать почти четверть своего урожая на мировом рынке, а россиянам - даже больше половины. Германия также экспортирует (в зависимости от урожая) до половины своего урожая пшеницы (большая часть в другие страны ЕС). Это оказывает огромное влияние на ценообразование на соответствующем внутреннем рынке. Курсы валют также важны.

Кроме того: рынок фьючерсов сразу показывает изменение в глобальных и региональных данных. В идеале вся доступная информация содержится в форвардных ценах, и каждый фермер и участник рынка могут ориентироваться на нее и адаптировать свою маркетинговую стратегию к отображаемым условиям. Если данные меняются - цены тоже меняются, и никто не может реально повлиять на это.

За большинством рыночных движений стоит…погода, говорит американский аналитик Джерри Гулк: «Она несет ответственность за 75 процентов изменений цен».

Погодные изменения могут и должны вызывать регулярные корректирующие реакции на прогнозы урожайности - и, следовательно, также на количество урожая, что и произошло недавно во Франции и Европе. Здесь очень сухая весна привела к значительному пересмотру ожиданий по урожайности озимых зерновых. Комиссия ЕС значительно снизила свои оценки урожайности пшеницы и ячменя.

В России продолжающаяся засуха на юге страны - несмотря на уже ведущийся сбор урожая - все же может привести к коррекции объема урожая, хотя производство будет оставаться относительно большим из-за размеров посевных площадей.

В Соединенных Штатах погода в ближайшие несколько недель все еще может сильно повлиять на мировые цены на зерно и масличные культуры, поскольку текущие прогнозы погоды на Среднем Западе говорят о жаре и засухе.

Впрочем, есть несколько других факторов, которые так же трудно предсказать, как и погоду: политические и экономические условия, такие как последствия коронавирусной пандемии, торговые войны, таможенные пошлины, экономические кризисы, курсы валют и так далее.

Почему отчеты Минсельхоза США находятся в центре внимания и критики? Причина проста: ни один отчет об урожае в мире не влияет на рынки и цены так же, как отчет USDA. И участники рынка, несмотря на всю критику, ориентируются на данные USDA».

Источник: AGROXXI