ТУЛЬСКИЕ ФЕРМЕРЫ 23 ГОДА ЖДУТ ОБЕЩАННОЙ ДОРОГИ

Фермеры Сафроновы – Сергей Васильевич и его сыновья Сергей и Александр – в Тульской области люди известные. Еще в 1992 году фермер Сафронов начинал свое дело с посевного клина площадью всего в сотню гектаров, оформленных в собственность, первым в регионе внедрял современные методы растениеводства. За 23 года семейный земельный надел вырос до 2300, а из одного фермерского хозяйства образовалось три. Общий сбор зерновых с их полей около 8 тыс. тонн – как в советские годы со среднестатистического района области, а урожайность по тем временам потянула бы и на Звезду Героя – до 60 ц/га.

Впрочем, высокой урожайностью и большим валовым сбором уже никого не удивишь. Но фермеры Сафроновы и сегодня задают новую тональность в аграрной жизни региона, демонстрируя примеры успешной кооперации.  

Отец и сыновья Сафроновы – одна семья, но по существу они возглавляют три разных хозяйства – «Возрождение», «Лилия» и «Шанс». Площади пахотных земель составляют соответственно 400, 800, и 1000 га. А это три разных метода работы, три разных интереса и, в конце концов, три разных финансовых составляющих. При этом все три хозяйства объединены в кооператив, и тот факт, что кооперация создана на основе семейных взаимоотношений, лишний раз подтверждает, как важны для членов кооперации доверие и общие ценности.

Кооператив решает вопросы по совместной закупке расходных материалов: удобрений, пестицидов и гербицидов, топлива, а также по совместной реализации урожая. Проблем здесь предостаточно. Например, в этом году у озимых, собранных Сафроновыми, клейковина составляет 34,6%, то есть зерно соответствует 1 классу. Но перекупщики готовы заплатить за продукцию только по третьему классу. Естественно, Сафроновы положили зерно на хранение в собственное хранилище, чтобы дождаться достойной цены. Теперь представим, что в кооперацию объединились и другие фермеры. В таком случае вопрос о цене и сбыте продукции решался бы в иных масштабах, в том числе географических: при кооперированных объемах была бы возможность торговать зерном и в других регионах, а может быть, и за границей.

Кооператив Сафроновых по уставу получает 1% с дохода фермерских хозяйств. Председатель выбирается на общем собрании дольщиков и ежегодно сменяется. В принципе председателем кооператива может быть любое привлеченное лицо, но пока ограничиваются собственными ресурсами, тем более, что каждый из членов семьи имеет соответствующее образование.

За 23 года семья Сафроновых подросла. Выросло третье поколение фермеров: три внука пошли по родительским стопам, получают высшее сельскохозяйственное образование, четвертый в десятом классе и тоже готовится к поступлению в сельхозинститут. Все семеро Сафроновых работают летом в полях. Жена Сафронова Валентина Алексеевна – экономист хозяйства, невестки – бухгалтеры. Вот, казалось бы, классическая форма семейного фермерства, и в любой европейской стране такие хозяйства составляют основу аграрного сектора. Что же у нас?

У нас, когда надо привести в пример образцово-показательный случай фермерства, вспоминают о Сафроновых. О них рапортуют с высоких трибун и отчитываются перед высоким начальством. А вот когда дело доходит до конкретной поддержки хозяйства (а теперь уже кооператива), власть – и муниципальная, и областная – не изъявляет готовности к партнерству.

В 1992 году, когда Сергей Васильевич брал первые 100 га земли, районные власти уговорили его взять отдаленный участок – с обещанием провести дорогу в ближайшее время. Обещание так и не выполнили. Хотя в той или иной форме за эти годы его повторяли разные представители власти.

И вот уже почти четверть века фермеры завозят химию и дизтопливо или в морозы, или летом в самую жару. В остальное время соединяющие хозяйство с нормальной дорогой километры превращаются в заполненную водой и грязью канаву. А завести надо более 100 тонн горючего, 1000 тонн удобрений и средств защиты. Вывоз урожая тоже осуществляется с трудом. Зимой расчищают проселок своим бульдозером, весной и осенью застрявшие «камазы» вытаскивают из грязи тракторами, надрывая технику, предназначенную вообще-то для иных целей.

Сейчас фермерская семья готова диверсифицировать хозяйство: глава семьи взял на откорм 50 голов бычков, в 2014 году выиграл грант по разведению овцеводства. Сафронов-старший готов взяться за самое сложное направление – молочное животноводство. Но все упирается опять же в дорогу, потому что молоко – это ежедневный вывоз продукции.

Сафронов готов и сам участвовать в строительстве в рамках программы «Народный бюджет». Готов заплатить за всех жителей в округе. В программе не прочь поучаствовать и сосед Сафронова – фермер Стародубцев, который тоже заинтересован в строительстве дороги, поскольку она вела бы ко многим его сельхозугодьям.

Какая же дорога нужна фермерам? Отнюдь не асфальтированное шоссе. Хотя всем известно, что в Европе, например, асфальтированные дороги ведут даже к отдельно расположенным хуторам. Сафроновы ратуют за то, чтобы государство помогло им отсыпать 5 км щебеночного проселка. Такая дорога не требует проектной документации, а стоимость ее прокладки обойдется в 12–15 млн рублей. Сумма не такая уж катастрофическая для бюджета, если учесть, какое значение имеет для региона куст из нескольких передовых фермерских хозяйств.

И еще один штрих. Будучи депутатом Новомосковского законодательного собрания, Сафронов-старший словом не обмолвился о необходимости провести дорогу в свой удел. За пять лет он решил много важных вопросов для районного сельского хозяйства, но только не свой.

Мы попросили прокомментировать сложившуюся в Новомосковском районе ситуацию министра сельского хозяйства Тульской области Д.В. Миляева. Спросили также, насколько вообще вероятно строительство дорог к подобным хозяйствам?

Он ответил, что строительство дорог в сельской местности идет обычно по программе дорожного строительства. Но со следующего года в рамках федеральной программы Минсельхоза РФ, направленной на развитие села, также предполагается выделение средств на дороги, ведущие к сельхозобъектам. Их строительство будет идти на основе софинансирования из федерального, областного бюджетов и средств хозяйствующего субъекта.

Нынешнее правительство региона уделяет серьезное внимание развитию дорожной сети. И это правильно. Вероятно, пришла пора выполнить давнее обещание проложить еще одну маленькую, но столь важную дорогу. В самом деле, разве не такие дороги по всей России ведут к продовольственному самообеспечению страны?

Фото: Сергей, Александр и Сергей Васильевич Сафроновы

Александр Кузнецов