ЭКСПЕРТЫ: СТАВКА МИНСЕЛЬХОЗА НА АГРОХОЛДИНГИ – УГРОЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

После введения продовольственного эмбарго власти собираются дополнительно выделить аграриям около 1,8 трлн руб. Однако эти деньги могут быть потрачены без всяких обоснований и лишь в интересах крупных лоббистов. С такими предупреждениями выступают экономисты из Института Гайдара. Ставка минсельхоза только на крупные агрохолдинги создает угрозу безопасности – считают эксперты. Тем более что некоторые такие гиганты, поддерживаемые властями, уже оказались банкротами.

Продовольственное эмбарго, введенное в отношении товаров из США, Евросоюза, Норвегии и Австралии, вынудило российские власти задуматься о дополнительном финансировании агропромышленного комплекса. Минсельхоз предлагает увеличить объем субсидий только в текущем году в 1,5 раза, то есть до 252,7 млрд руб., а в целом до 2020 года – почти до 1,8 трлн руб.

Но куда пойдут эти деньги? Почему минсельхоз не показывает расчеты и обоснования самых эффективных направлений расходования этих средств – спрашивают эксперты из Института Гайдара.

Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев высказывал идею пересмотра программы поддержки агропромышленного комплекса до 2020 года. «Нам придется в этом году – сейчас такое поручение мною дано – переработать программу развития аграрного комплекса на период до 2020 года. Приоритеты (новой редакции программы) – это точно сохранение финансирования и, по всей вероятности, если получится, даже нарастить финансирование... чтобы субсидировать кредитную ставку по теплицам и по мясному скотоводству», – заявил он.

Несмотря на то, что на территории России сложились многообразные аграрные структуры, в которых есть место всему, от личного подсобного хозяйства до холдинга с многочисленными сельскохозяйственными организациями в составе, и вроде как все сельхозпроизводители вносят свою определенную лепту в продовольственную безопасность страны, навряд ли выделяемая Правительством поддержка достанется средним и малым сельхозпроизводителям, рассуждает доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара Наталья Шагайда.

В 2013 году крупные и сверхкрупные агрохолдинги произвели сельхозпродукции на сумму почти в 1,8 трлн руб., что составило почти 49% от общего производства сельхозпродукции. И если число крупных агрохозяйств в России растет, то количество личных хозяйств за последние три года сократилось на 7% и составило в прошлом году 41% от общего числа хозяйств в стране. «Теперь сельские жители почти все покупают в магазине. Исключение составляют овощи и картофель, которые все еще в большей мере производятся самими сельскими жителями», – замечает Н. Шагайда.

На крестьянские (фермерские) хозяйства же в прошлом году, по данным Росстата, пришлось лишь 10% произведенной продукции на сумму 386,9 млрд руб. Притом что К(Ф)Х, например, единственные, кто показывает динамичный рост по производству молока.

По мнению автора статьи, сегодня наблюдается сильная концентрация производства в отдельных крупных холдингах. «Обсуждаемая программа помощи сельхозпроизводителей может быть нацелена на поддержку именно крупных агрохолдингов, которые и без того находятся в выигрышном положении не только перед мелкими фермерами, но и организациями другого масштаба производства», – уверена директор Центра агропродовольственной политики. Между тем монополизация производства в крупных компаниях, по ее мнению, лишь усиливает их позицию как лоббистов в выбивании различных мер поддержки, в том числе и вне рамок государственных программ.

По мнению же эксперта молочного рынка Татьяны Рыбаловой, сегодняшняя ориентация государства на индустриальное производство молока мегафермами, несмотря на рост производства в К(Ф)Х, – это попытка быстро увеличить объемы производства молока, потребность в котором резко возросла после введения эмбарго на ввоз молочных продуктов.

С позицией руководителя Центра агропродовольственной политики согласен и директор Центра аграрных исследований РАНХиГС Александр Никулин. «За последние 10 лет действительно львиную долю поддержки получали сверхкрупные предприятия, а средним и малым сельхозпроизводителям практически ничего не оставалось. И когда говорится, что у нас дотационное сельское хозяйство – у нас дотационные именно сверхкрупные производители», – сообщает он.

В дальнейшем вряд ли будет целесообразным ориентировать сельхозподдержку только лишь на крупных производителей, а политика в этом вопросе должна быть более сбалансированной – считает часть экспертов, опрошенных «НГ». К слову, чем крупнее будет холдинг, тем больше будет его доля в производстве сельхозпродукции. Однако тем сильнее будет зависимость от него правительства, и государству в случае возникновения проблем у мегахолдинга придется ему помогать, предполагает автор статьи.

Пока же государство и так активно поддерживает лишь крупный и сверхкрупный бизнес. «Помогают только крупному производителю, про мелких и средних даже не вспоминают. Это в принципе логично – у крупного бизнеса есть техника, собственность – им есть что заложить, банк выдаст им кредит», – поясняет генеральный директор Ассоциации фермерских хозяйств (АФХ) Сергей Балаев.

Конечно, с точки зрения перспективы развития сельских поселений фермерские хозяйства необходимо поддерживать, соглашается Рыбалова. «Крупных производителей зачастую не устраивают работники из числа жителей сельской местности, и они прибегают к использованию иммигрантов, тогда как, поддерживая фермеров, государство способствует занятости сельчан и формированию среднего класса на селе», – заключает она.

По мнению главы Центра агропродовольственной политики, в существующей мировой практике нет таких крупных компаний, которые имели бы многочисленные собственные сельхозподразделения, а есть крупнейшие компании, которые работают с тысячами самостоятельных фермеров. «Эти компании производят корма, отрабатывают технологии, перерабатывают фермерскую продукцию, занимаются разведением животных, которых потом передают сельхозпроизводителям, делают много другого. Они – мощные, им государство не помогает», – объясняет Н. Шагайда.

Автор статьи, в частности, предлагает рассредоточить сельхозпроизводства по разным организациям, фермам, естественно, при условии соблюдения всех необходимых зооветеринарных требований. «Рассредоточение производства по отдельным сельскохозяйственным организациям без объединения в холдинг увеличивает устойчивость сельскохозяйственного производства: в случае проблем с возвратом долгов не рушится огромная система, а выпадает один производитель», – объясняет она.

По мнению же руководителя АФХ, сегодня необходима специальная программа по поддержке фермерства с обязательным участием в ней от 1 до 5 банков, способных кредитовать К(Ф)Х на беззалоговых условиях. «Для того, чтобы фермеры смогли закупить необходимое количество семян, техники и прочего», – объясняет он. Конечно же, должна быть создана специальная комиссия, следящая за целесообразностью расходования средств.

Еще один важный момент, который сейчас все обходят стороной, – государство должно заранее подумать о сбыте сельхозпродукции. Недопустимо, чтобы ее производилось много больше или меньше, чем необходимо. «Фермер должен заранее знать, какое количество продукции ему нужно будет произвести, для того чтобы не было переизбытка на рынке и он смог бы сбыть всю продукцию. Сейчас же никто ничего не знает о том, сколько нужно вырастить (продукции)», – резюмирует С. Балаев.

Ольга Соловьева, «Независимая газета»