В.Ф. БАШМАЧНИКОВ: НОВАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА МЕНЯЕТ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ В СКОТОВОДСТВЕ. Заключение

Заключительная часть заметок Почетного президента АККОР, главного научного работника отдела институционального анализа аграрной экономики ВИАПИ им. А.А. Никонова, доктора экономических наук, профессора В.Ф. Башмачникова по итогам обследования в Калужской области хозяйств и предприятий животноводства (начало см.: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5).

Короткое обследование, проведенное в Калужской области по плану отдела институционального анализа аграрной экономики ВИАПИ им. А.А. Никонова, позволяет выделить ряд важных суждений и положений, полезных для выработки научных рекомендаций по дальнейшей корректировке аграрных структур в России.

1. Современные инновационные технологии в равной мере применимы, могут быть использованы не только на крупных специализированных сельхозпредприятиях, но и в семейных крестьянских хозяйствах. Однако в массовом масштабе это возможно только при условии вертикальной кооперации семейных хозяйств для выстраивания системы производственно экономического их обслуживания или вертикальной интеграции семейных фермерских хозяйств агропромышленными компаниями, заинтересованными в создании надежной фермерской сырьевой базы.

2. Крупные специализированные предприятия (животноводческие комплексы и мега-фермы) реально обеспечивают увеличение объемов производства, но не могут конкурировать с семейными (высокотехнологичными) фермерскими хозяйствами по качеству продукции и по экономической эффективности производства – не только с зарубежными, но уже и с российскими.

3. В нынешних условиях эмбарго России на импорт сельхозпродукции из стран ЕС и ряда других стран ситуационно может быть оправдано приоритетное создание новых крупных животноводческих комплексов и мега-ферм преимущественно в депрессивных регионах и районах с обширными сельхозугодиями и с недостатком местных активных крестьян, способных вести эффективные семейные хозяйства. Это проверенный путь быстрого решения застарелых проблем (метод напряженного рывка).

4. Но одновременно необходимо расширять реальный фермерский сектор как организационный фундамент производства сырья для продовольственного комплекса страны. Много времени для решения этой задачи потеряно. Но впредь это должно стать стратегическим направлением агропролитики. Важно сформировать систему «выращивания» новых активных крестьян – начинающих фермеров. Параллельно с этим необходимо расширять программы создания высокотехнологичных фермерских хозяйств (на конкурсной основе). И первое, и второе направления расширения фермерства должны сопровождаться, а лучше упреждаться развитием специфической системы производственно-хозяйственного обслуживания работы фермерских хозяйств.

5. Опасно перерастание конъюнктурной задачи по созданию новых мега-ферм и комплексов в стратегическую линию аграрной политики. Без подведения под агропродовольственный комплекс фермерско-кооперативной платформы (по примеру большинства стран мира) надолго сохранится, закрепится неконкурентоспособность российского сельского хозяйства.

Приложение 1

Перечень мер государственной и муниципальной власти по «выращиванию новых эффективных К(Ф)Х» (составлен на основе беседы с руководителями Минсельхоза Калужской области)

  • Организация учета ресурсов ЛПХ для оценки их возможности к расширенному воспроизводству.
  • Налаживание системы закупки у товарных подворий (потребсоюз, сельскохозяйственные потребительские закупочные кооперативы, белгородская схема товарного кредитования с расчетом за кредит сельхозпродукцией).
  • Организация субсидирования ЛПХ за содержание трех и более коров и других животных в эквиваленте трем коровам.
  • Выявление крестьянских семей, желающих расширять свои подворья и переходить в категорию К(Ф)Х. Проведение с ними семинаров по программе «Начинающий фермер».
  • Проведение конкурсов претендентов на включение в программу «Начинающие фермеры».
  • Обеспечение финансирования «начинающих фермеров» (гранты и кредиты).
  • Налаживание консультирования «начинающих фермеров» (технологии, экономика хозяйствования, правовые вопросы).
  • Ведение мониторинга экономики «начинающих фермеров», выявление успешных и активных, предоставление им кредитной и другой финансовой поддержки в соответствии с планом расширения и специализации хозяйства.
  • Организация стажировок претендентов на участие в программе создания семейных ферм на действующих семейных фермах в калужской области и соседних регионах.
  • Обеспечение финансирования бизнес-планов фермеров – победителей конкурсов по созданию семейных ферм, оказание содействия в получении ими инвестиционных кредитов и в подключении к программам финансового лизинга.
  • Параллельно с помощью «начинающим фермерам» в развитии их семейных хозяйств вплоть до строительства высокотехнологичных семейных ферм, осуществляется мониторинг развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, берущих новые К(Ф)Х на производственно-хозяйственное и финансово-экономическое обслуживание.