КУРГАНСКИЕ ФЕРМЕРЫ ВЫБИРАЮТ МЯСНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО

Звериноголовский район Курганской области – один из самых южных, граничит он с Казахстаном, и сельское хозяйство в нем – основное производство и занятость. После трех подряд засушливых годов, нынче в районе, единственном по области, снова объявляли ЧС по засухе – не было дождей всю первую половину лета. Но сельчане не жалуются, руки не опускают: есть у них и планы, и надежды, и дела, и успехи. Последние несколько лет фермеры Звериноголовского района успешно развивают мясное животноводство.

 Фермеры откликнулись

 «Появилась программа развития мясного животноводства и наши фермеры откликнулись на это, – рассказывает заместитель главы района по сельскому хозяйству Иван Баландин. – Появились желающие заниматься разведением скота мясного направления. В 2012 году на район первый грант дали». 

 Его получил молодой начинающий фермер Валерий Мазько. Фермерствовать помогает Василию заочная учеба на агронома в Курганской государственной сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева. Мазько первым завез племенной скот, 38 голов – взял телят по 6 месяцев и за два года практически удвоил поголовье. Всех сохранил, принял отел…

В 2013 году по этой же программе 17 голов завезла начинающая фермер Надежда Анциферова. В этом году от района подавали четыре заявки, из них одобрили две – начинающим фермерам на развитие мясного скотоводства. Получен в районе и грант по программе развития семейных животноводческих ферм. Есть желающие участвовать в программах на следующий год.

За два года Звериноголовский район ощутимо продвинулся в приросте мясного поголовья КРС. С 38 голов в 2012 году уже голов до 300 с небольшим поголовья нарастили. «Перспективы у этого направления есть, – рассказывает Иван Баландин. – Мясной скот неприхотлив к кормам, технологиям, поэтому на него меньше затрат, чем на молочный. Наши пастбища и кормовая база позволяют откармливать. Есть, правда, проблема с кадрами – сложно пастухов и животноводов найти. А вообще с мясным скотом затрат не много, главное корма заготовить, уход обеспечить и помещения подготовить. Зато дело дает большую отдачу – племенные животные специально выведены для получения мяса, на хорошей кормовой базе и привесы приличные. Тем более в современных условиях, когда востребована продукция отечественного сельского хозяйства, и мяса, в первую очередь».

«Как со сбытом?», – интересуюсь обычно больным вопросом. «За два первые года проблем не возникало. У нас заключены договора по этой же программе, где предусмотрена дотация за реализацию мяса племенного поголовья – по 35 рублей за килограмм – и определены предприятия, на которые нужно сдавать это мясо, – сообщает Иван Баландин. – У нас такое предприятие недалеко, в Куртамышском районе: убойный цех «Заготсервис». Помимо того, часть продукции фермеры могут реализовать для сети магазинов районного заготпункта – «Звериноголовское райпо». 

 «А цены устраивают?», – уточняю. «Цены никогда не устраивают, – честно отвечает Иван Владимирович. – Хотелось бы, чтобы были повыше. На мясо вот уже 4–5 лет цена не повышается. Откормленный мясной молодняк принимают максимум по 165–180 рублей за килограмм, а взрослый скот еще дешевле, 130–140 рублей». 

Справедливая цена должна быть выше, считает Иван Баландин. Но все понимают, если приемная цена будет выше, то и в магазине для населения мясо подорожает. Устроила бы всех дотация, как на мясной скот. «По 180 рублей заготпредприятие платит крестьянину, да 35 рублей за кг от государства – это правильная политика, – уверен Иван Владимирович. – Но сейчас это не на весь скот, а только на мясные породы. Поэтому и берут фермеры племенной скот». 

В грантах есть областная, федеральная и собственная, фермерская, часть средств. Так, начинающие фермеры вкладывают в дело 10% собственных денег. Расписывают в бизнес-планах, сколько потратят на поголовье, за сколько купят оборудование, технику, сколько уйдет на строительство помещений. Как отмечают в администрации района, подконтрольные суммы используют грамотно и эффективно. А потому фермерские хозяйства развиваются, да и земли желающим на ней работать в районе хватает: хоть в аренду, хоть в паевую собственность.

Несмотря на засуху, с кормами в этом году проблемы нет. Тобол разливался весной, в июле прошли дожди, на заливных лугах травостой прекрасный. Заготовили кормов в достатке, план выполнили. Заготовка еще идет, и пока погода позволяет, торопятся, формируют переходящий запас, чтобы кормовая база была на должном уровне в любом случае, а то ведь год на год не приходится.

На собственном примере

Первым в районе в прошлом году получил большой грант по программе развития семейных животноводческих ферм Павел Птицын. Активный и авторитетный, он избран депутатом районной думы, возглавляет районную фермерскую организацию АККОР. И на своем примере – по мясному скотоводству – фермеров в эту тему привлекает. «Вокруг него все фермеры завязаны, АККОР – очень сильная организация в нашем районе. Без Павла Александровича ни одно общее решение не обходится. Нам повезло, что у нас есть такой неравнодушный человек в районе», – отмечают в администрации. 

Подъезжаем к деревне Комсомольская, где расположено подворье Павла Птицына. Хозяйство практически содержит эту деревню, ее социальную сферу, клуб с самодеятельностью, помогает школе. Настоящий социально-ответственный бизнес, деревня ожила благодаря ему, отмечают в администрации района. Работает хозяйство уже более 20 лет, уверенно держится на ногах, точнее, на плечах Павла Александровича. 

На 7000 гектарах земли он сеет зерновые, содержит коров и овец. Но, говорит, «наши коровы – маленькие, поэтому решил заниматься «нормальным скотоводством». Это стало возможно благодаря государственной поддержке – гранту на сумму 9 млн 300 тыс. рублей на развитие семейной животноводческой фермы. В работе у Павла Александровича действительно участвует вся семья, включая тещу. Сын пока тоже работает с отцом, набирается опыта.

Идем с хозяином смотреть ферму. Новенькой металлической крышей блестит здание – cтарую колхозную ферму Павел Александрович восстановил с нуля. «Осталось отгородить загоны, привезти станок для обработки копыт с весами и электропоилки. Еще сделаем эстакаду, чтобы разгружать и погружать скот», – рассказывает фермер. Внутри фермы – чистота, беленные стены, скоро здесь разместятся 100 голов абердино-ангуссов.

Поголовье скота фермер Птицын закупает в своей области, на племпредприятии «Суерь» Белозерского района. Он уже оплачен, и этой осенью прибудет к новому хозяину.

 Хотел строить новое здание фермы, рассказывает Павел Птицын, но для этого нужен проект, документы, экспертиза. На круг, оказалось, почти миллион рублей. Пришлось отказаться от строительства, поменять бизнес-план, и закупать на грант животных и технику. 

А восстанавливать старое здание фермы (благо, стены крепкие), не тратя на это государственные деньги, фермер начал за свой счет. Выправил фундамент, перекрыл крышу, навесил новые ворота. Нанял на работу пятерых животноводов. Так потянулась за смелым решением о племенном поголовье ниточка хлопот и расходов. Но не останавливаться же на полпути? 

 «Экспертиза должна быть бесплатной, – говорит Птицын, – пускай чиновники проверяют здания и делают документы за свою зарплату. Считают, сколько и на что надо, проверяют наши бизнес-планы».

Кроме скота, на грант фермер Птицын купил кормоуборочный комбайн, трактор, «рулонник». Новую технику уже вывел на кормозаготовку: «чтобы в зиму с кормами уйти». 

«В деревне жить – надо обязательно животноводство держать», – полагает Павел Александрович. Бывает, земляки шутят: «Ну что, еще не надоело маяться?» «Я 20 лет держу скотину, только сейчас меняю маленьких коров на больших, чего мне бояться?» – отвечает фермер.

Он отлично понимает, что выгоды-то от животноводства совсем нет. «Но если заниматься племенным скотом, он все-таки и привесы больше дает. Простой скот сдаешь 2 центнера веса, а этот до 3–4 центнеров может быть, смотря как кормить. Привезу телок, уже искусственно осеменённых. Они уже взрослые, будут телиться», – рассказывает Павел Александрович. Абердино-ангуссы – это мраморное мясо. Оно ценится в ресторанах. Если будут объемы, нужно искать своих клиентов. А цена 165 рублей за килограмм в заготконторе меня не устраивает. Сейчас цена должна быть минимум 200–220 рублей». 

Востребовано такое мясо будет, уверен фермер: «Не я один, многие же взялись». По его мнению, кафе и рестораны понимают, что при обвалке выход мяса с таких животных больше, чем с простого скота. 

 Возможно, в будущем стоит задуматься о переработке, говорит Птицын. Скорее всего, снова без поддержки государства не обойтись. Можно бы разделывать и упаковывать, и тогда продавать дороже: мясо в пакетах, вырезки, стейки охотнее бы брали.

 «Животноводство поддерживает государство и надо нам его развивать, – уверен Павел Александрович. – У нас желающих много. Это конечно, хлопоты круглый год, но и всегда деньги живые. Я всем фермерам говорю: есть такие программы. Государство хочет развить животноводство, оно в приоритете. Не говорят же, возьми на разведение элитных сортов пшеницы – нет таких программ. А на элитных животных – пожалуйста. Так что условия есть, есть и желание, и поддержка. Я думаю: раз закрыли границы – надо нам попасть «в струю». А то, что наше государство может и себя, и весь мир накормить, так в этом я уверен. Теперь просто нужна цена, тем более, что по качеству с нашим мясом никакое не сравнится – наше самое экологически чистое».

На корма в районе сеют многолетние и однолетние травы, горох, ячмень, люцерну. Мы проехали пшеничные посевы Павла Птицына. Наливает колосья еще зеленоватая пшеница поздних сроков. Если погода не подведет, урожай будет. Заехали посмотреть на поле с шикарными посевами суданки – ценной кормовой культуры. Жаль, сушить после уборки суданку долго надо, а так бы в пленку, да законсервировать. Но пока таких возможностей нет – радуется фермер покупке новой жатки и «рулонника». Остальное, видимо, в будущем.

 Надо область кормить

На базе, оставшейся от большой молочно-товарной фермы, расположилось хозяйство Владимира Шмелева. У начинающего фермера за спиной надежная поддержка: тыл обеспечивает отец Юрий Шмелев, некогда передовой чабан знаменитого совхоза «Алабужский». Правда, сам он занимается сейчас растениеводством, а вот сын решил завести породистый мясной скот. Владимиру Шмелеву 27 лет. Скромный и немногословный молодой парень проводит нас на свою базу. Владимир вырос здесь, в Звериноголовском районе, сходил в армию, выучился в техникуме в селе Круглом на механизатора, женился. До того, как зарегистрировать К(Ф)Х, работал в хозяйстве отца. «В город не тянуло?» – спрашиваю. В ответ вижу удивление в глазах и слышу уверенное «нет». В планах начинающего фермера – реконструировать базу. Текущие заботы – строительство загонов и заготовка кормов.

 С кормами уже проделана грандиозная работа: ферму просто не видно за высокими стенами из рулонов с травой. Перед фермой в загоне – небольшое стадо нетелей герефордской породы – оторвались от кормушек, настороженно смотрят. Животные стельные, скоро дадут приплод. 

 «Почему решили заниматься мясным скотоводством?» – спрашиваю Владимира. «Кормить надо область», – серьезно отвечает фермер.

 Для содержания увеличивающегося поголовья нужно смеситель и раздатчик для кормов покупать, делится он планами. Следующая мечта – переработка мяса. А еще фермера греет надежда на то, что его продукция будет востребована, цены будут выше, а затраты оправдаются. 

Также, как и его отец, Владимир Шмелев выбрал для себя сельское хозяйство, это продолжение семейного дела. Он, хоть и начинающий фермер, но не новичок в производстве, будет основательно заниматься животноводством. «У Шмелева скотинка худой не бывает», – говорили раньше про отца, а теперь – и про сына. 

 И снова династия

В этом году фермер Николай Иванов получил грант на развитие семейной животноводческой фермы мясного табунного коневодства, а его сын Сергей Иванов – на создание фермы КРС мясного направления.

Николай Иванов – один из опытнейших агрономов Зауралья, лауреат премии им. Т.С. Мальцева, уже 44 года работает в сельском хозяйстве. Увлеченный растениевод, он разработал авторскую технологию выращивания зерновых. Оба его сына также трудятся в сельском хозяйстве. 

 Младший хотел уехать, но женился и остался в районе, работает у отца. Старший, Сергей, отслужил в органах МВД, вышел в отставку, зарегистрировал К(Ф)Х и в этом году как начинающий фермер взял грант на мясное породистое поголовье, закупил в Куртамышском районе 12 стельных коров герефордской породы. В планах – увеличение поголовье до 100 голов. Пока не привезли скот, ремонтирует ферму, покупает технику, заготавливает корма, готовит кормушки и теплый водопой.

Николай Иванов с 1995 года пробовал работать самостоятельно, и с 2000-го уже окончательно ушел в фермерство. Начал, как многие, с малого – 20 га земли. Потом хозяйство расширялось, начали прикупать технику. Сейчас у фермера уже 9000 га земли. Выкупили базу обанкротившегося СПК «Рассвет», основное направление в хозяйстве – зерновые. 

Дополнительно всегда держал коров, овец, лошадей. С этого года занялся животноводством основательно, хоть и понимает, что малорентабельно. Но увеличивает конный табун до 200 голов, породы смесь башкирка с новоалтайской, чтобы получать хоть какую-то прибыль. Этот скот хорошо тебенюет, что дает экономический эффект, помещения ему нужны только в очень холодную зиму. Возможно, в будущем появятся в хозяйстве и тяжеловозы. 

В этом году на любимое дело получил Николай Иванов от государства порядка 4 млн. «Он любит лошадей, у него уже есть табун. А сейчас дополнительно мясного направления лошадей завозит», – рассказали в администрации района.

Фермер уже купил трактор, рассчитался за скот, всего 60 голов коней. Они будут на откорме, чтобы мясом реализовывать. «Когда будут большие объемы, придется искать сбыт, – говорит Николай Евгеньевич. – Возможно, в будущем организуем свою переработку. Ясно, что цена не выгодная: сейчас 200–220 рублей за килограмм конины, а надо хотя бы 250».

 «Мы узнали о программах, решили попробовать, – рассказывает Николай Иванов. – База есть, опыт есть, желание есть, порода герефордов приспособлена к нашей местности, опыта по работе с этим скотом накоплено в хозяйствах немало. Главное – ответственно относиться к людям, к земле, к своему делу». 

Так складывается, что на производство мяса затраты выше, чем цена, говорят звериноголовские фермеры. Поэтому нужны либо дотации, либо цена. В убыток работать не хочется. Надеются, что может сейчас станет их продукция в стране по-настоящему востребованной. Можно, конечно, как многие, сеять зерно весной, убирать осенью – будет время даже на отдых съездить. Но такой, менее хлопотный, путь не их привлекает. Откликнувшись на призыв государства, занялись фермеры производством мяса. И без сомнения, полученные гранты, у таких хозяев идут в дело, на развитие и укрепление производства. В районе есть преемственность поколений, сыновья регистрируют свои фермерские хозяйства как начинающие фермеры, но уже знают всю эту работу, потому что трудятся вместе с отцами. 

 Сколько мяса получишь на откорме, это зависит от хозяина, уверены фермеры. Хорошо бы кормораздатчики, кормосместители, пленочный упаковщик купить – сейчас все можно автоматизировать. Но пока не всем доступно. А еще бы проводить аукцион племенного скота, да казахскую белоголовую породу завезти. Все мечты фермеров сосредоточены вокруг производства. А как же иначе, если это и есть их дело, их жизнь? «Сильно нас не хвалите, но и плохо не пишите», напутствовали нас фермеры. И в который раз, воодушевившись их оптимизмом, чувствуешь уверенность: у зауральских южан все получится!

Фото: фермеры-животноводы Звериноголовского района

Марина Севостьянова. Журнал «Нивы Зауралья» №8 (119), сентябрь 2014