МНЕНИЕ. ПРОИЗВОДСТВА В ПРИМОРСКИХ СЕЛАХ ЗАКРЫВАЮТСЯ ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ РАБОЧИХ РУК

Глава Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Приморья – о кризисе «на селе» и молодежи, которая «лучше пойдет машины мыть»

В Приморье закрываются несколько производств овощного и плодово-ягодного направления только из-за нехватки рабочих рук. Об этом рассказал глава Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Приморского края (Краевой АККОР) Алексей Раченков. «На село» требуются рабочие, доярки, скотники, трактористы, но кадры не найти днем с огнем. Население уезжает из приморской глубинки, а программ по обеспечению жильем молодых специалистов мало, чтобы привлечь рабочую силу, сообщает ИА PrimaMedia.

Ситуацию с занятостью в сельской местности потенциальные работодатели называют даже не проблемой, а катастрофой.

По словам главы Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Приморского края Алексея Раченкова, в Приморье закрываются несколько производств овощного и плодово-ягодного направления только из-за нехватки рабочей силы.

«Лучше пойти на мойку машины мыть, чем в деревню коров доить» — именно так рассуждает молодежь. Из города в село не поедут, а из села в город большой отток населения. У меня собственная ферма в Михайловке, в 20 километрах от Уссурийска. И я не могу найти людей. Квалифицированному специалисту готов платить от 50 тысяч рублей, но где его взять», — говорит собеседник агентства.

Пандемия, по его словам, не повлияла на занятость в сельском хозяйстве. Проблема давняя и усугубляется с каждым годом. Сокращение квот на мигрантов только добавило проблем работодателям.

Повышать престиж профессий в сельхозотрасли, строить социальную инфраструктуру в селах, способствовать созданию высокотехнологичных сельскохозяйственных производств, готовить квалифицированные кадры — только так, с помощью продуманной политики в области развития сельского хозяйства, можно сдвинуть вопрос с мертвой точки, уверен собеседник.

«Проблему не решить при отсутствии ресурсов. А ресурсы — это люди. Жизнь в сельской местности нужно сделать привлекательнее. И здесь мало таких программ, как сельская и дальневосточная ипотека. Нужна социальная инфраструктура. Если у вас есть дети, в деревне вы столкнетесь с тем, что детского сада нет, школа в соседнем населенном пункте, грязь по колено, а из развлечений в лучшем случае интернет. Программа комплексного развития сельских территорий работает не в полной мере», — говорит он.

Алексей Раченков признает и такое явление, как фермеры новой волны, поколение бумеров и миллениалов, уставших от городской суеты и решившихся начать рискованный бизнес в приморской глубинке: «Есть предприимчивая молодежь, которая едет из городов в деревни и села, но они хотят открыть свое дело и точно так же ищут наемных работников. Часто такие новички набивают шишек и уезжают, а те, что остаются, дорогого стоят. Но все равно это мизерное количество. А нам нужен поток».

Отметим, по статистике всего порядка 5% населения края профессионально занимается сельским хозяйством. Из них 23% трудоустроено в организациях, 37% заняты индивидуальным трудом или работают по найму у отдельных граждан, 36% — заняты в домашнем хозяйстве производством продукции для реализации. В 2019 году 4% составляли иностранные граждане, временно осуществляющие трудовую деятельность на территории края (без оформления трудовых отношений).

Источник: ИА PrimaMedia