ОРЕНБУРЖЬЕ: БЕЗ ЛИДЕРОВ БУКСУЕТ СЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ

Преобразование мелкотоварных индивидуальных хозяйств в крупные высокопроизводительные общественные кооперативные производства. Так сказано в Большой Советской энциклопедии о коллективизации. Высокая идея, позволившая позже СССР создать целостную систему сельскохозяйственного производства, связана с не очень приятным периодом истории российского государства. Объединяться сегодня крестьянам предлагают не столько для общего блага, сколько для собственной выгоды. И примеры приводят далеко не колхозные, а европейские или заокеанские, где ассоциации фермеров позволяют ее членам быть передовой частью общества, развиваться и богатеть.

Российское и областное правительство не раз предлагали сельхозтоваропроизводителям объединиться. Рассчитывая на единство тех, кто выращивает, перерабатывает, финансирует и продает, даже создавали государственные программы поддержки. Например, в 2008 году актуальным для оренбургских крестьян было создание кредитных кооперативов. В качестве ассоциированных членов в них участвовали банки, что давало надежду получить выгодный кредит. К 2014 году кредитная кооперация в Оренбуржье приказала долго жить.

«Картина с теми кооперативами, с которыми мы взаимодействуем, очень печальная. К примеру, мы сейчас вывели весь блок кредитной сельскохозяйственной кооперации. К концу 2014 года у нас не будет ни одного кредитного кооператива, потому что все идут практически к банкротству. Можно сказать, мы лишились самого главного – финансового обеспечения в кооперативной среде, ‒ поясняет Сергей Козка, председатель снабженческо-сбытового обслуживающего кооператива «Современные агротехнологии».

Банки, которые занимаются кредитованием малого бизнеса на селе, успели развить мощную сеть представительств и готовы работать с каждым фермером индивидуально. Они напрямую заявили о своих планах впредь делать ставку на микрофинансирование, отказавшись от выделения средств объединениям.

Исправить ситуацию и вывести сельскохозяйственную кооперацию на новый виток развития позволит объединение сельхозтоваропроизводителей с перерабатывающими предприятиями с их элеваторами, мельницами и прочими производственными мощностями. Однако сегодня эти участники рынка могут диктовать собственные условия и объединяться с крестьянами не видят смысла. Им все равно привезут и зерно, и молоко, потому что сохранить это богатство или выгодно продать напрямую потребителю, у фермеров возможности нет.

«Переарботчикам ничто не мешает без лишних движений спокойно получать свою выгоду, когда сельхозтоваропроизводители разрознены, – полагает С. Козка. – В кооперативе придется договариваться о цене, вся отчетность должна быть прозрачной. Им этого не надо, потому что сейчас они имеют сверхдоходы».

«В нашем регионе интересная ситуация по зерновым: самые низкие закупочные цены в стране. Соседи закупают на тысячу рублей дороже. Это происходит из-за того, что не развита должным образом переработка. Например, алтайцы отрапортовали, что произвели полтора миллиона тонн муки, то есть создали добавочную стоимость, перемолов зерно. Мы в нашем кооперативе не можем организовать производство. У нас есть отдельные мукомолы, но взять на себя большие объемы они не могут, производя, в основном, только на свои нужды. Создать переработку без специальной программы и государственной поддержки практически невозможно», ‒ уверен Сергей Козка.

Количество сельскохозяйственных кооперативов в Оренбургской области уже третий год практически не меняется. Одни закрываются, создаются другие, всего их около 245-ти. «Живыми» из них можно признать только 50. Остальные либо вообще не представляют в минсельхоз отчеты, либо прописывают в документах сплошные нули.

«Доля реализации сельхозпродукции через кооперативы от малых форм хозяйствования по молоку в последние годы складывается на уровне 12%. Весь остальной объем реализуют самостоятельно, через личные связи, напрямую поставляют на молокозаводы. По мясу доля вовсе составляет 3%, ‒ рассказала Светлана Леденева, начальник отдела по развитию и сбыту продукции ЛПХ и К(Ф)Х, регулированию земельных отношений и садоводству министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. ‒ А по идее кооператив должен быть той самой системой, которая забирает 100% продукции из малых форм хозяйствования для последующей реализации.

В близких по структуре сельскохозяйственного производства зарубежных странах (Канада, Дания, другие страны Европы) существует многовековая традиция фермеров объединяться.

«Они сами в этом заинтересованы, для них это единственный выход, возможность реализовать свою продукцию, выдержать конкуренцию, ‒ пояснила Светлана Леденева. ‒ У нас, возможно, менталитет другой, а главное – нет людей, которые этим хотят заняться».

Кооперативное хозяйство – деятельность, в общем-то, некоммерческая. Во главе угла должны стоять интересы объединения, а не личная выгода. Оренбургские же предприниматели еще очень далеки от подобных взглядов. Никто не откажется от сиюминутной выгоды ради интересов коллектива, никто не готов вести прозрачную отчетность и рассказывать о своем реальном финансовом положении соседу. В этом фермеры и представители бизнеса признаются и сами. Лидера же в их среде, способного призвать к слаженным действиям, в Оренбуржье нет. К тому же держать председателя кооператива на зарплате никто не собирается. Вот и работают некоторые ради своей выгоды, а не радея за прибыль для всех пайщиков.

«У нас тот, кто создает кооператив, начинает выбивать свою выгоду. Получив ее, кооператив разваливается, поэтому у нас их нет», ‒ отметила С. Леденева.

О необходимости объединения в сфере сельскохозяйствовенного производства и о создании предприятий полного цикла – от поля до прилавка – говорит губернатор Оренбургской области Юрий Берг. На недавней встрече с руководителями хлебоприемных предприятий он призвал их к честности, порядочности и пониманию.

«Не надо просить об объединении чиновников и прочих бюрократов», ‒ уточнил Юрий Берг. В качестве примера он привел ассоциацию фермеров в Тулузе (Франция). Там объединились производители мяса – полторы тысячи участников, есть президент, который работает на общественных началах. Если они решили построить молокоперерабатывающий завод, то свою долю вносит каждый из полутора тысяч фермеров, и молзавод работает на всех. Он никогда не может быть продан без согласия всех участников объединения.

В Оренбуржье подобные ассоциации помогли бы наладить производителям рынки сбыта, регулировать цены на продукцию, уверен глава региона. Прислушаются ли к его призыву ныне разрозненные сельхозпредприятия области пока не ясно.

Фото: председатель кооператива «Современные агротехнологии» Сергей Козка

По материалам РИА «Оренбуржье»