КОМУ С МАРКИРОВКОЙ ЖИТЬ ХОРОШО?

На прошлой неделе Оператор ЦРПТ отчитался об успешном прохождении первого месяца обязательной маркировки сыров и мороженого. Традиционно оставив за скобками полную картину ситуации.

Более 2,3 тыс. производителей сыра и мороженого из 85 регионов России подключились к системе "Честный знак" для маркировки своей продукции, которая стала обязательной с 1 июня 2021 года. Как известно, подключиться не значит “успешно работать”. Однако в ЦРПТ видимо считают иначе и приводят слова представителя ассоциации сетевой торговли АКОРТ: "За месяц с момента старта введения маркировки торговым сетям удалось выстроить работу с маркированной молочной продукцией. Розница работала и работает в обычном режиме - ни одна сеть не сообщала о каких-либо сложных вопросах, возникающих в процессе приемки или вывода товара.

Маркированная продукция стабильно поставляется на прилавки".

Напомним, что розничная торговля лишь с 20 января 2022 года обязана регистрировать на кассе продажу маркированной молочной продукции со сроком годности до 40 суток и с 1 июня 2022 года со сроком годности более 40 суток. Действительно, какие у них могут быть проблемы?

Вместо этого ЦРПТ распространяет материалы, вводящие в заблуждение, рассказывая о том, что обязательная маркировка есть во многих странах. Правда, “Преимущественно это маркировка лекарств – она есть и в Европе, и в Турции, и в Америке, однако в этих странах маркировка не представляет общей консолидированной системы. При этом маркировка в России – по-настоящему уникальный проект по своему охвату. За два года в проект вошли 12 товарных групп, они составляют примерно 12% от несырьевой части ВВП страны”, - отмечают в ЦРПТ. На запрос в какой стране мира есть аналогичная система в продуктах питания и в молочной отрасли в частности, представители оператора ответить не смогли.

Большинство представителей предприятий отрасли отметили, что единственная понятная и очевидная цель обязательной маркировки - повышение собираемости налогов. В остальном система не несет никакой пользы ни рынку, ни потребителю, несмотря на неоднократные обратные заверения со стороны властей и оператора. 

Основной проблемой отрасли же является отвлечение инвестиционного портфеля на вложения, которые не принесут никакой пользы в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Десятки отложенных инвестиционных проектов на ряде предприятий, приостановка у ряда инвесторов выхода на молочный рынок, уход крупной транснациональной компании с рынка РФ. Вместе с тем за невыполнение требований обязательной маркировки уже введена уголовная ответственность.

Наталья Уткина, заместитель генерального директора, главный технолог Союза Мороженщиков России: производителям мороженого очень сложно было запустить цифровую маркировку мороженого в пик высокого сезона. Основная причина - это отсутствие технологичных решений нанесения и считывания кодов с продукта, особенно для высокопроизводительных линий. Неготовность типографий работать с переменными данными и (или) отсутствие агрегированных типографских кодов нанесли большой урон предприятиям мороженого. Короткие сроки внедрения обязательной маркировки в условиях пандемии и связанных с этим проблемами доставки оборудования при ажиотажном спросе - всё это негативно отразилось на индустрии мороженого.

Спустя месяц, можно сказать, что мороженщики маркируют продукцию. Но практически все производители мороженого вынуждены были процентов на 10-20 увеличить количество сотрудников, т. к. маркировка добавила количество ручного труда. Всё это приводит к снижению производительности труда и эффективности производства. Многие предприятия до сих пор не вышли свою производственную мощность из-за проведения  пуско-наладочных работ.

Основная проблема - отсутствие технологичного технического решения по цифровой маркировке мороженого на высокопроизводительных линиях никуда не делась. Печать кодов в типографии и их агрегация – также является проблемой. Кроме того, производителям мороженого приходится самим печатать коды, тратить большое количество времени на настройку оборудования при остановках линии или переходе с одного вида мороженого на другой. Много времени тратится на исправление ошибок в программном обеспечении предприятий для цифровой маркировки мороженого. Очень долго приходиться ждать ответа от технической поддержки «Честного Знака». 

https://www.dairynews.ru/news/komu-s-markirovkoy-zhit-khorosho.html