ЦЕНЫ НА МЯСО: КТО МЕШАЕТ ИХ УДЕРЖАТЬ?

17 новых пунктов убоя скота, оборудованных по последнему слову техники, а главное – сертифицированных в строгом соответствии с техническим регламентом Таможенного союза о безопасности мяса и мясной продукции, появились за очень короткое время в Республике Мордовия. А теперь их дальнейшее существование – под вопросом.

Все новые убойные пункты были построены в рамках программы поддержки начинающих фермеров. Дело в том, что в конкурсе претендентов на первый фермерский грант в минувшем и нынешнем годах предпочтение отдавалось тем бизнес-планам, в которых либо значилось непременное наличие пункта забоя, либо строительство такового было главной целью проекта.

С начала нынешнего года в республике вопрос о забое скота встал очень остро: почти все имевшиеся в Мордовии пункты были закрыты, как не соответствующие требованиям нового технического регламента. Требовалось очень быстро подготовить новые бойни, промедление грозило дефицитом мяса в республике.

Подобные проблемы обострились к началу минувшего лета практически во всех российских регионах – мы не раз писали об этом. Особенно остро, вплоть до фермерских уличных выступлений, вопрос альтернативы подворному забою встал в Омской области (см., например, здесь и здесь).

В разных регионах по-разному решали вопрос: где-то форсировали строительство убойных пунктов в рамках региональных программ, где-то оперативно модернизировали и сертифицировали имеющиеся. В Мордовии решили мобилизовать начинающих фермеров – и дело было сделано в кратчайшие сроки. Уже в начале нынешнего года убойные пункты появились практически в каждом районе.

По словам исполнительного директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Мордовия «Нива» В.И. Данейкина, всем участникам программы «Начинающий фермер», намечавшим новое дело в животноводстве, ставилась задача оборудовать новое подворье убойным пунктом. А целевые бизнес-планы по строительству межрайонных убойных пунктов вообще шли «на ура».

«Гранты новичкам в нынешнем году составляли 800–900 тыс. рублей, – рассказывает Виктор Иванович. – Маловато, конечно, для современной бойни, но с учетом вложения собственных средств фермеров и того, что республика брала на себя подвод инженерных коммуникаций к новым фермам, участники программы с делом справились.

Площадки выбирали с обязательным участием районного архитектора, представителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области, других квалифицированных специалистов. На строительство убойных пунктов постоянно приезжали представители республиканского минсельхоза, члены комиссии по проведению конкурса «Начинающий фермер». Контроль был всесторонний, в том числе со стороны нашей Ассоциации.

Особая сложность заключалась в том, что, по новым требованиям, пункт убоя должен находиться на расстоянии не менее километра от фермы или населенного пункта. Этот параметр для всех был камнем преткновения: и для новичков, строивших бойни, и для фермеров – их клиентов. У фермера каждая копейка на счету, а тут вези каждую тушу пусть на невеликое, но дополнительное расстояние…»

Но фермеры-новички справились, а мордовские крестьяне приноровились к новым реалиям. Хотя забой по всем правилам одной коровы или свиньи сейчас обходится фермеру около 1600 рублей, на отпускных ценах на мясо в республике это практически не сказалось.

Собственная бойня появилась в хозяйстве Елены Чичайкиной в Дубенском районе. Цена проекта – 1,3 млн рублей. За сутки в этом пункте могут забить до десяти голов скота – хоть КРС, хоть свиней. Помещение разделено на санпропускник, кабинет для ветврачей, бокс глушения, разделочную линию и холодильник.

Молодые фермеры Надия Исякаева, Иван Сингаев и Анатолий Бугуев открыли убойные пункты соответственно в Лямбирском, Большеигнатовском и Ардатовском районах.

И вот теперь, когда все проекты реализованы и во всех районах республики заработали новые, сертифицированные пункты, поступила новая «вводная»: с будущего года требования ужесточаются – не в километре, а в 5 км от фермы или населенного пункта должен стоять убойный пункт!

«Мы даже не знаем, как сказать об этом фермерам, – говорит В.И. Данейкин. – Сколько вложено средств, сколько сил! Сколько проведено совещаний с участием руководителей разного ранга, совершено поездок на строительство пунктов! И что же, все сломать в одночасье? Искать и утверждать новые площадки, подвязывать проекты к местности, вести новые коммуникации… И ведь все это происходит в тот момент, когда нас повсеместно убеждают обеспечивать импортозамещение, не поднимать цены!

Как объяснить фермерам-новичкам, что их выстраданные, рассчитанные до последней буковки, до последнего рубля проекты пойдут прахом?», – возмущается исполнительный директор республиканской Ассоциации крестьянских хозяйств.

В самом деле: перед новичками фермерского уклада была поставлена серьезная, в полной мере государственная задача – обеспечить убой скота в соответствии с новым регламентом. И они с ней справились с честью. А тут – все переделывай! Сохранится ли в этом случае у начинающих фермеров доверие к государству как к партнеру в серьезном деле обеспечения граждан продовольствием? Захотят ли они продолжать свое дело?

Крестьянина, на законных основаниях многие годы осуществлявшего подворный забой, в одночасье заставили расходовать немалые деньги на забой по регламенту. А теперь, когда он только-только к нему адаптировался, создают дополнительные правилам, ведущие к новым расходам. И как тут, спрашивается, можно вести речь о сдерживании цен?

Сейчас перед крестьянским сообществом поставлена большая, политической значимости задача: в условиях продовольственного эмбарго обеспечить рынок качественными продуктами собственного производства по справедливым ценам. Логично предположить, что со стороны чиновников – и регионального, и федерального ранга – будет при этом наблюдаться понимание фермерских забот, стремление упростить жизнь крестьянину, создать ему режим наибольшего благоприятствования. Ничего подобного! Мы опять видим все тот же бюрократический раж, сопровождающий фермерское дело все два десятилетия его возрождения в России.

А потом все, начиная с членов Правительства, возмущаются, «с удивлением» узнав о росте цен на продовольствие...

Фото: новый пункт забоя скота в Мордовии. Неужели придется переносить?

Владимир Юданов, редактор сайта