ЗАКОН «О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ» БУДЕТ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ АПК

Председатель Всероссийской политической партии «Аграрная партия России», заместитель исполнительного директора АККОР Ольга Башмачникова 7 октября приняла участие в пленарном заседании Государственной Думы, на котором состоялось обсуждение в первом чтении законопроекта  «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

О.В. Башмачникова в своем выступлении заявила о необходимости конкретизации правительственного законопроекта, касающегося долгосрочного стимулирования ведения бизнеса и необходимости уточнения и внесения изменений в утвержденные государственные программы, а также предложила при проведении анализа успешности промышленной политики привлечения ученых. Она также ответила на вопросы парламентариев и экспертов ГД.

Публикуем выступление О.В. Башмачниковой с незначительными сокращениями.

– Аграрная партия России поддерживает предлагаемый к обсуждению и внесенный Правительством РФ федеральный закон «О промышленной политике», несмотря на тот факт, что он носит рамочный характер и требует серьезной детализации, как в основном документе, так и в дополнительных подзаконных актах.

Промышленность непосредственно связана с сельским хозяйством. Закупая сельхозтехнику, оборудование, удобрения, горюче-смазочные материалы, сельхозтоваропроизводитель является активным потребителем промышленной продукции. В затратах на производство продукции сельского хозяйства более 40% приходится на промышленное производство. Поэтому так важна стоимость и качество потребляемых ресурсов – это влияет на уровень рентабельности и возможность вести расширенное воспроизводство.

Законодательный акт, призванный создать условия для развития конкурентной среды и стимулирования промышленного производства, имеет первостепенное значение для обеспечения безопасности, независимости, экономической и социальной стабильности страны.

Во-первых – в нем определены меры государственного стимулирования субъектов промышленной деятельности, такие как субсидирование, создание благоприятного налогового режима, предоставление льготных займов через формирование отраслевых фондов поддержки, (что считаем целесообразным применить и в сельском хозяйстве).

Во-вторых – в нем предусматривается предоставление инвесторам гарантий сохранения условий ведения бизнеса и льгот на долгосрочный период путем заключения специального инвестиционного контракта. Это позволит привлечь в промышленность долгосрочные инвестиции.

В- третьих – закон предусматривает территориально-отраслевой принцип развития промышленности, формирование законченных промышленных кластеров, что будет способствовать экономическому развитию регионов и созданию рабочих мест.

Считаем, что закон сможет стать серьезной основой для реализации инструментов государственного стимулирования развития отраслей промышленности при выполнении нескольких условий:

1. С нашей точки зрения важно определить приоритетные задачи, которые должны быть сформулированы в Концепции стратегического развития промышленности и ее отраслей. Именно на основании данного документы следует вносить изменения в существующие Государственные программы. Разработка концепции позволить уйти от ручного управления и использовать ограниченные бюджетные ресурсы с наибольшей отдачей.

2. Принцип промышленной политики, связанный со стимулированием производства продукции, не имеющей аналогов в РФ, должен также основываться на приоритизации. Нельзя забывать о существующем в мире разделении труда, которое позволяет развивать сотрудничество и кооперацию со странами-партнерами и избегать международной изоляции.

Целесообразно законопроект дополнить пунктом, касающимся симулирования расширения производства, которое уже является конкурентоспособным и может выйти на внешний рынок или расширить емкость внутреннего. Именно баланс внутреннего производства и экспорта способствует созданию независимой устойчивой экономики страны.

4. Оценка эффективности реализации мер государственной поддержки должна производиться при активном участии научных кругов и общественных организаций. Важно, чтобы это нашло отражение на страницах законопроекта. С этой же целью ученые и представители общественных организаций, выражающих интересы субъектов предпринимательской деятельности, должны входить в состав Совета по промышленной политике при Президенте.

5. Важно, чтобы в рамках законопроекта был определен порядок доступа к государственной информационной системе, предусматривающий различные уровни открытости информации – для органов государственной власти, для ученых и экспертов, для общественных организаций, для общественности.

6. Считаем необходимым параллельно с рассматриваемым ФЗ внести изменения в Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд». Отечественный производитель должен иметь приоритетный доступ к контрактам такого рода.

7. Целесообразно в отдельных отраслях, исходя из приоритетов государственной политики, предусмотреть стимулирование спроса на промышленную продукцию, разработав с этой целью специальные финансовые инструменты.

8. Также в законе следует определить особые меры поддержки малого бизнеса.

Хочется также отметить, что предусмотренное в данном законе связывание мер поддержки промышленных предприятий с определенными условиями по закупке сырья и материалов может стимулировать развитие сопутствующих отраслей хозяйствования.

В целом принятие данного законопроекта в первом чтении – это одна из ступеней на пути создания условий для развития и модернизации промышленного производства в нашей стране.