МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ БИЗНЕСУ НУЖНЫ НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

16 октября в Минэкономразвития состоялось заседание рабочей группы по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Обсуждался вопрос об утверждении правил распределения и предоставления в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

В рамках заседания был представлен доклад о состоянии и уровне развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также итоги мониторинга эффективности реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП).

В докладе предлагается увеличить долю рыночных инструментов (гарантийные фонды) и уменьшить долю грантов и субсидий.

На обсуждении была предложена формула определения объема финансирования в каждом конкретном регионе, в основе которой положен метод деления субъектов РФ на кластеры по двум основным критериям: доля МСП в выручке предприятий региона и доля городского населения. Данные критерии позволили определить коэффициент потенциала региона при развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Согласно методике, предложеной МЭР, большая доля финансирования будет приходиться на регионы с большим нереализованным потенциалом, который определяется в зависимости от количества МСП на 1000 человек и их среднего размера.

Также было предложено начинать реализацию программы в сентябре текущего года, с тем, чтобы средства поддержки были получены в марте-апреле отчетного года.

Присутствовавшая на заседании рабочей группы заместитель исполнительного директора АККОР О.В. Башмачникова привлекла внимание к необходимости усилить поддержку МСП в сельском хозяйстве, сделав особый акцент на К(Ф)Х и СПоК.

Она, в частности, отметила, что в последнее время прослеживается негативная тенденция в снижении численности крестьянских фермерских хозяйств. Снижение касается и численности микропредприятий других организационно-правовых форм в АПК. Так, за 2013 год их количество снизилось с 25 391 до 24 456.

Эти негативные тенденции происходят, несмотря на создание новых хозяйств, в том числе в рамках программы поддержки начинающих фермеров, реализуемой Минсельхозом РФ.

Основными барьерами в развитии микропредприятий, КФХ, СПоК являются доступ к кредитным ресурсам и к рынкам сбыта, подчеркнула О.В Башмачникова.

В малом секторе идет снижение объемов кредитования. Малые формы хозяйствования в 2009 г. получили субсидируемых краткосрочных кредитов 5%, в 2010 – 2%. в 2011 – 1,5%, в 2012 году – 1,7 % общей суммы кредитных средств. А в 2013 году на 32% меньше, чем в предыдущем году.

Похожая картина складывается и в сфере инвестиционных кредитов, где на долю МФХ приходилось: в 2009 году – 4,3 %, в 2010 – 2,1%, в 2011 – 2 %, в 2012 году – 2,4%.

Развитие таких финансовых инструментов поддержки, как предоставление гарантий фондами поддержки малого бизнеса в субъектах РФ, а также начало работы Агентства кредитных гарантий, на деятельность которого выделяется порядка 50 млрд рублей, на сегодняшний момент не позволило улучшить доступ МФХ к кредитным ресурсам.

С этой целью АККОР предлагает рассматривать работу фондов по поддержке малого предпринимательства как инструмент, предоставляющий займы под низкий процент, что позволит снизить процентную ставку по займам, поскольку исключается банковский механизм, связанный со значительными резервами в Центральном Банке РФ.

Такая форма поддержки предусмотрена для промышленных предприятий и прописана в принятом в первом чтении законе «О промышленной политике», заявила заместитель исполнительного директора АККОР О.В. Башмачникова.

Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции МЭР Н.И. Ларионова подтвердила, что Минэкономразвития готов рассмотреть вопрос увеличения доли поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве.

Министерство экономического развития также планирует более эффективно использовать Агентство кредитных гарантий с тем, чтобы предоставлять гарантии непосредственно Центральному Банку РФ, который, в свою очередь, сможет предоставлять кредиты коммерческим банкам на кредитование именно малого бизнеса.

С точки зрения АККОР, это достаточно эффективная мера. Будем надеяться, что она будет реализовываться с 2015 года.