АЛЕКСАНДР СОТНИКОВ, ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ: ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА - ОГРОМНЫЙ, ВСЕВОЗРАСТАЮЩИЙ ДИСПАРИТЕТ ЦЕН НА ФЕРМЕРСКУЮ ПРОДУКЦИЮ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ УРОЖАЯ

С докладом на 33 Съезде АККОР выступил Александр Михайлович Сотников - Глава КФХ Сотникова А.М., председатель  АККОР Бугурусланского района  Оренбургской области. 

По его словам, основная проблема на сегодняшний день - "это огромный и всевозрастающий диспаритет цен на  продукцию фермеров и все составляющие урожая, - тарифы и услуги".

"Первое - это стоимость  минеральных удобрений. "Не понятно  с чего производители резко начали поднимать цены, которые к тому же еще и продолжают расти в течение последнего года. Так, если цена пшеницы выросла на 50%, то стоимость удобрений - от 100 до 200%! Например, аммофос сегодня предлагают по 57-58 тысяч рублей за тонну. Если мы внесем 100 кг аммофоса на гектар, то затраты составят 7-8 тысяч на гектар. Если полученную прибавку урожая мы продадим, то мы не вернем тех денег, которые потратили на удобрения. 

При существующем диспаритете цен на удобрения и сельскохозяйственную продукцию, применение удобрений становится экономически невыгодным. Фермерам ничего не остается делать как пересмотреть структуру посевов в сторону культур, требующих минимальное количество удобрений", сказал он. 

Следом резко взлетели цены на металл. Цена 1 тонны металла превышала 120 тысяч рублей, но никто  не подумал, что рост цен на металл вызовет резкий скачок цен на сельскохозяйственную технику, потому что металлоемкость сельхозтехники очень высока.

В фермерском сообществе на сегодняшний день ведется много разговоров о повышении утилизационного сбора. Если это произойдет, то это еще больше взвинтит цены на технику, и она станет для нас просто недоступной. Со стороны ФАС были приняты некоторые меры по ограничению цен на металл, но все равно цены остались на высоком уровне, я считаю. Вот в прошлом году мы строили два ангара для хранения зерна. На первый ангар мы успели купить металл по старой цене, и он обошелся в 5 миллионов рублей. А на следующий ангар мы купили уже по новой цене, и он нам обошелся уже в 10 миллионов рублей. Представляете, какие затраты?

Отдельно хочу сказать о росте цен на запасные части для сельскохозяйственной техники, потому что мы работаем на нашей технике. Поломки есть, и запчасти приходится покупать. Производители запчастей, пользуясь ситуацией, вот, действительно воспользовались, подняли цены на свою продукцию, рост которых составил от 200 до 300%. Вы даже не представляете, какие цены. И эти цены никто не контролирует, даже внимания никто не обращает. И качество запасных частей вызывает очень много нареканий и вопросов.

В виду пандемии, разрыва экономических отношений, значительно подорожали все средства защиты растений. В последние годы многие фермерские хозяйства перешли на технологию No-Till, которая требует большое количество СЗР, и это будет для них большим ударом. А работать по-другому они сейчас уже, я думаю, что не смогут.

Далее, что касается стоимости дизельного топлива. Вот в стране происходит парадокс: нефть дорожает - дизтопливо дорожает, нефть дешевеет – дизтопливо все равно дорожает. Вот, чтобы сэкономить при покупке ГСМ, мы стараемся закупить зимнее топливо в зимнее время. Если зимой 2020 года, то есть год назад, мы брали дизельное топливо по 45 тысяч за тонну, то в декабре прошлого года мы уже брали по 57 тысяч за тонну. А на сегодня предлагают уже 59 тысяч тонн с доставкой, и рост цен продолжается.

Нефтяники поговаривают, что цена в период посевной кампании превысит 60 тысяч рублей за тонну. Я же говорю не о зимнем дизельном топливе, 65-67 тысяч за тонну. У кого животноводство есть, те знают, что это такое. Вот, дизельное масло в прошлом году мы брали 25 тысяч бочка, в этом году цена превысила 50 тысяч за бочку. Теперь представьте, какую себестоимость нашей продукции мы получим уже этой осенью при этих затратах.

Вот у нас в стране рыночная экономика, и фермера удивляет, почему цена на пшеницу регулируется, а на остальную продукцию нет. Почему почти при рекордном урожае в мирное время были введены таможенные пошлины. Фермеры из-за введения пошлин недополучили 90 миллиардов рублей, именно выручки. Средства от пошлин хотят вернуть в виде субсидий сельхозпроизводителям, но при этом непонятно, сколько из этих средств будет скомпенсировано аграриям. При существующей в настоящее время системе распределения субсидий субсидии получает 5-10% фермеров. Я в прошлом году ни копейки не получил.

В прошлом году Минсельхозом был поднят вопрос о снижении тарифа на электроэнергию для сельхозпроизводителей. Помните, разговоры велись-велись, но потом все затихло, и тарифы остались на прежнем уровне, ничего не поменялось. Сложившаяся обстановка при таком диспаритете цен не позволит провести весенне-полевые работы в полном объеме, выдержав технологию, и если ситуация не изменится, то посевная 2023 года, я считаю, что будет просто сорвана.

Но вернемся к экономике. Считаю, что главным звеном в сельскохозяйственном производстве является сельхозтоваропроизводитель, и от его успешной работы зависит благосостояние всех смежников".