«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»: ЧИНОВНИКИ СКЛАДНО ВЕЩАЮТ, А ФЕРМЕРЫ ТОЛЬКО НИЩАЮТ

В газете «Комсомольская правда» появился материал с эффектным заголовком: «Чиновники складно вещают, а фермеры только нищают». Оставим его провокационность на совести автора и редакторов, от себя же заметим, что представленные в материале фермеры в основном из числа «гламурных», как зовут таких в столице. Мы же в российских регионах знаем других – тех, кто знает счет государственной копейке, и готов с признательностью ею воспользоваться. Другое дело, что уж очень она невелика – хотелось бы побольше – и действительно нелегко ее получить. Но получают-то тысячи!

Впрочем, предоставим самим читателям судить об уровне раскрытия фермерской проблематики в федеральной газете.

В правительстве надеются, что отечественные производители накормят всю страну, но сами крестьяне в этом не уверены. Почему?

«Лучший крестьянин – это москвич!», – заявил мне один из участников выставки «Русский вкус», которая проходила на днях в «Крокус Экспо». И действительно, фермеры, которые собрались здесь, мало были похожи на типичных аграриев. В основном бывшие горожане – модные, современные, улыбающиеся. Их продукция упакована броско, вкусно – сразу же хочется купить. Может быть, именно эти суперсовременные крестьяне накормят страну после введения санкций?

Санкционные сыры

Пока москвичи и жители Подмосковья приценивались на выставке к продуктам, в соседнем конференц-зале чиновники обсуждали, чем же заменить запрещенные санкциями товары. А меры господдержки перечисляли минут 15–20. Говорили и про субсидирование кредитов, и про дотации на гектар, и про гранты фермерам. Эти разговоры возбуждали… аппетит. Поэтому я отправилась к фермерам выяснять, куда они тратят государеву помощь.

– Господдержка? Не, не видели, – удивились хозяева фермы «Русский страус», которая находится в Серпуховском районе. – Пытались получить кредит. Но банки требует залог, которого у нас нет. Выкручиваемся сами. Хотели грант получить, но это нереально. Точнее, реально, но только для отдельных фермеров со связями. Сейчас, возможно, будем участвовать в программе агротуризма.

Тут же лавка от британского фермера Джона Кописки, живущего во Владимирской области. Сыры гауда со всевозможными добавками, эдам с семенами – вот они, деликатесы, попавшие под санкции и исчезнувшие с прилавков. За сырами очередь – несмотря на цену (по 1,5 - 2 тысячи за кило). О господдержке представители знаменитого фермера тоже слышали, но не получали.

– А вот и неправда все это, государство стало помогать в последнее время, - порадовал альтернативным мнением еще один подмосковный фермер, Александр Почепцов. - Я десять лет в этом бизнесе. Раньше вообще никто внимания не обращал. А сейчас местные власти даже дорогу к моей ферме сделали, землю в аренду дали. Производим почти все: овощи, птицу, мясо, молоко, творог, сыры. Да, цены выше среднего, но такая продукция дешевле стоить не может, если только ее не субсидировать. Мы с другими фермерами кооперируемся для переработки или реализации. Вместе легче.

И это правда. Например, в Прибалтике сельское хозяйство помогли спасти именно кооперативы.

– Мы тут почти все – бывшие городские жители, - объясняет мне фермер. – Крестьяне в селах набрали кредитов под 20–25% и боятся шелохнуться. Ждут помощи от государства. А мы пришли со своими сбережениями, с новым подходом. В этом разница.

Не особо нуждалась в кредитах и ферма «Коза Ностра» из Талдомского района (ударение в первом слове названия фирмы – на последний слог). Ее хозяин заработал деньги, занимаясь бизнесом, который не имел никакого отношения к селу. А уже потом решил для души открыть ферму. Андрей Акесоло – сын одного из трех тысяч детей испанских республиканцев, привезенных в 1937 году в СССР. Андрей решил изготавливать у нас испанские сыры. Недавно возил продукцию на историческую родину. Специалисты дали оценку 10 баллов из 10.

– Мы хотели получить помощь от государства, которая положена производителям молока, – объясняет управляющий «Козы Ностры» Даниил Соколов. – Но, по мнению властей, козье молоко - это вовсе не молоко. В госпрограмме прописана помощь только для производителей из коровьего сырья.

Бизнес для сумасшедших

Георгий Булгаков (на вид ему нет и тридцати) мечтал связать свою жизнь с искусством, но к земле тянуло сильнее.

– У нас молочная ферма и переработка в Подмосковье, делаем сыры, – рассказывает Георгий. - Большую помощь от государства получить крайне сложно. А вот если глава района нормальный мужик - то и работать будет легче. Нам повезло.

Бабушка Георгия, Лариса Суханова, которая стоит во главе хозяйства, изъясняется более жестко.

– Этим бизнесом только сумасшедшие занимаются! – ругается она. – На оформление земли в аренду два года можно потратить. А можно два месяца, если заплатить.

Фермеры Морозовы из Никола-Ленивца Калужской области решили на грант не подавать.

– Мы посчитали: в случае получения гранта мы возьмем на себя такие обязательства по найму сотрудников и прочее, что налогов придется заплатить больше, чем сумма гранта, – объясняет Анна Морозова.

Почти все из приехавших на выставку – участники проекта «Лавка Лавка». Это сайт, где можно заказать фермерскую продукцию с доставкой. Заходить в сетевые магазины фермерам нет смысла, объемы производства не те. Поэтому они ориентируются на средний класс, которого в стране от силы 10–15% наберется.

А если без шуток: Рос­потребнадзор недавно дал разрешение на поставки мяса крокодила с Филиппин (поставки оттуда этого деликатеса ожидаются, правда, совсем крошечные). По вкусу крокодилятина напоминает сразу и рыбу, и курицу. Не оскудеет из-за санкций наше меню, еще и мясо антилопы с юга Африки обещают!

Мнение эксперта

Чтобы получить субсидии, надо выполнить миллион требований

Михаил Мищенко, директор аналитического портала Dairy News (посвящен проблемам сельского хозяйства):

– Есть субсидии для тех, кто уже производит продукт, наладил свой бизнес. Но федеральные правила так сложны, что реально получить эту поддержку невозможно. Надо оформить кучу бумаг и выполнить миллион требований, часто не имеющих никакого отношения к делу. Видя такое, некоторые региональные власти идут навстречу крестьянам. Но здесь царит разнобой, и все зависит от губернатора. Скажем, в Белгородской области стараются поддерживать всех. В Воронежской области делают упор на крупные холдинги, потому что считают их более эффективными. А есть регионы, где просто ничего не делают, хотя на словах весь спектр поддержки там оказывают.

Я недаром оговорился, что поддержка существует лишь для тех, кто уже работает. Для новых проектов ее нет, и самих новых проектов по факту нет. Причина в том, что прежние госпрограммы поддержки стартапов сочтены неэффективными и они отменены. Новых программ тоже нет. Ну и у инвесторов не самое веселое настроение из-за общей ситуации в экономике, без помощи бюджета они не рискуют проекты запускать.

Фото: фермеры Морозовы из Никола-Ленивца Калужской области решили на грант не подавать.

«Комсомольская правда» – текст и фото