НАТАЛЬЯ ВОЛЧКОВА, КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ: О ЛЮБВИ К СВОЕМУ ДЕЛУ И СЕЛЬСКОМУ УКЛАДУ ЖИЗНИ

Так бывает в жизни: все переворачивается с ног на голову. Переворачивается стремительно. И настолько, что еще вчера ты – преподаватель иностранных языков, а сегодня – руководитель конезавода. Конезавода «Медведки», который постепенно, шаг за шагом, возвращает себе звучность имени и былую славу. В глубине Костромской области орловские рысаки и русские тяжеловозы теперь живут вполне благополучно благодаря хрупкой женщине Наталье Волчковой. Девять лет назад она решилась изменить свою жизнь кардинально для того, чтобы изменить в лучшую сторону жизнь этих животных. Животные голодали и по сути до них никому не было дела. Женское сердце не выдержало. Теперь не голодают. 

- Благодаря «Медведкам» я стала другим человеком. Сейчас модно говорить: место силы. Но я скажу не для моды: «Медведки» - особенное место. Здесь чувствуется дух истории, дух людей того далекого времени. И все это я на эмоциональном уровне приняла сразу же – в наш первый с мужем визит на конезавод. Наверное, именно благодаря особой атмосфере тогда мы приняли для себя спонтанное, но, как оказалось, судьбоносное решение: спасти лошадей и не дать погибнуть породе, которая существует здесь, на сусанинской земле, с XVI века.

- Про XVI век, Ивана Грозного, род Бартеневых, который и положил начало знаменитым «Медведкам», тогда не знали?

- Ничего не знала! С головой окунулась в работу, в сельский уклад жизни. Я ведь человек абсолютно городской изначально. Это теперь могу и в седле держаться, и денники чистить, и заготовкой сена заниматься. Да, у нас достаточно большое подсобное хозяйство. Разрабатываем землю – более 150 гектаров. Заготавливаем не менее 200 тонн сена, чтобы прокормить наших лошадей. Их сейчас уже порядка сорока. Есть и взрослые лошади, и жеребята. Пока у нас нет официального статуса племенного хозяйства. Но надеемся, что все впереди. Лошади чистопородные. Как вы заметили уже, со времен самого Ивана Грозного. Считается, что основателем и праотцом всех орловских рысаков является жеребец по кличке Сметанка, выведенный под руководством графа Орлова.

- У вас любимчики среди лошадей есть? Как у педагога, наверное, не должно быть?

- Не должно быть, но… есть! Хотя люблю, конечно, всех! Как их не любить? И все же с особым уважением и почтением отношусь к Багире. Это наша мудрость, символ всего табуна. Ей двадцать пять лет. По человеческим меркам – около восьмидесяти. Мне также очень нравится и наш Капитан: орловский рысак, который в холке достигает около метра восьмидесяти. Это внушительные параметры даже для рысака!

- Туристическая составляющая «Медведок» - это ведь исключительно ваших рук дело? Педагогический опыт и хорошее гуманитарное образование позволили «раскопать» эксклюзивы и красиво их преподнести.

- Информацию собирала по крупицам, часами сидела в библиотеке. А не так давно меня разыскала потомок рода Бартеневых Нина Петровна Ахметьева. Живет в Москве, занимается исследованием истории рода, выпустила книгу, в которой есть очень много ценной информации и о «Медведках» тоже. Эти факты, конечно, дополнили экскурсионную программу. А еще очень интересно и то, что «Медведки» конца XIX века тесно связаны с историей рода Скалозубовых. С потомками этого рода судьба меня опять же чудесным образом свела. Узнала много о том, какой интересной и яркой была жизнь в «Медведках» более ста лет назад. Потомок рода Владимир Скалозубов передал мне фотографии того времени. А на фото – ретро-автомобили, дамы, играющие в крокет, красивая усадьба. И все это в глубинке Сусанинского района.

- Общаться с лошадьми, конечно, приятно тоже?

- Не то слово. Это какое-то очищение души – находиться с ними рядом. И, несмотря на тяжелый труд, порой ловишь себя на мысли, что ты как будто отдыхаешь. От суеты. От негативных мыслей. И даже если приходишь на конюшню в плохом настроении, лошади чувствуют это мгновенно. И врачуют.

- Про врачевание. Ипотерапия – это ведь действительно сила. К вам на реабилитацию дети приезжают?

- И взрослые тоже. Был один показательный случай. Приехали мама с сыном. Сыну двадцать лет. И у него церебральный паралич. В течение сорока минут он катался на лошади (без седла, как и положено в ипотерапии), а затем на своих ногах дошел до инвалидной коляски. У нас у всех было ощущение, что произошло чудо. Слезы застыли на глазах. Лошади действительно обладают уникальной силой. И мы всегда с радостью принимаем детей и взрослых, которым нужна такая реабилитация.  Делаем это безвозмездно.

- В отпуске бываете?

- Не была уже несколько лет. И выходные позволяю себе редко. Но все же считаю, что женщина должна жить в гармонии. И успевать все. В том числе, уделять время своим близким и себе.

- Получается?

- Да. И эмоционально подзаряжаться от женщин-коллег получается тоже. Я ведь еще состою в «Движении сельских женщин России». Бываю в других регионах. В Оренбург, в Тверскую область ездила. Сейчас вот в Татарстан приглашают. К нам, в Костромскую область, активистки движения приезжали тоже. И еще хотят!

- В «Медведках» две породы лошадей представлены. Будет больше? Или и этого вполне достаточно?

- Знаете, на лошадей ведь существует определенная мода. Многие, поддавшись модным веяниям, отдают предпочтение зарубежным породам. А я считаю, что наши импортным ничуть не уступают. Скорее даже наоборот. Обе породы – и орловскую рысистую, и русских тяжеловозов – очень ценю. И ни на кого их не променяю!

Фото из личного архива Натальи Волчковой

 

По материалам источника