АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: КОГДА СУШИЛКА – «ХИТ СЕЗОНА»

В беспрецедентно тяжелых условиях заканчивают уборку хлеборобы Алтайского края. Дожди в сентябре не способствовала быстрому сбору урожая, а в октябре в отдельных районах норма осадков была превышена в два-три раза. Из 3,7 млн га, засеянных по весне зерновыми и зернобобовыми, до начала уборочной «дожили» 3,6 млн. Остальное сгубила засуха (в степной части края) или затяжные дожди.

Тем не менее, зерновые и зернобобовые убраны на территории Алтайского края в объеме 87% от посевных площадей. Пока не убрано около 600 тыс. гектаров зерновых, 300 тыс. из них – пшеница.

На значительной части площадей приходится убирать хлеба раздельным способом: укладывать массу в валки, и уже потом вести обмолот. Очень высокая влажность убранного зерна требует оперативной сушки, и в значительной части хозяйств зерно сушат за две технологические операции, так как за один раз добиться кондиционной влажности не удается.

В таких условиях выиграли те хозяйства, которые обзавелись современной уборочной техникой и сушильным оборудованием. Репортаж из такого хозяйства ведет главный редактор газеты «Алтайская нива» Мария Чугунова, чьи яркие материалы уже знакомы нашим читателям (см., например, здесь).

«Хит сезона»

– Вы лужу эту обязательно сфотографируйте, – откуда-то сзади появляется бодрого вида мужичок, как позже выяснилось, местный фермер Василий Дунаев. – Потому что такая непролазная грязь не только на базе Ашенбреннера стоит, у нас и в полях не пройти, не проехать.

Вокруг – куда ни глянь – жирная черная грязь по колено. Земля перенасытилась влагой, уже не в силах впитывать воду с неба, непрерывно льющуюся целый месяц. Сегодня первый день как нет дождя.

Озабоченные лица, суета – на базу хозяйства в напряженный момент приехали гости – Владимир Казанин, заместитель начальника главного управления сельского хозяйства края, и целая команда журналистов – газетчики, телевизионщики. Пользуемся редким днем, когда выглянуло солнце, чтобы увидеть в работе главный «хит» района – недавно приобретенную ООО КХ «Славутич» зерносушилку. Ярко-оранжевая «итальянка» гордо возвышается над окрестными лужами, не обращая внимания на нас, занимается своим прямым делом – понижает влажность засыпанной партии, доводя такое трудное нынешнее зерно до необходимых кондиций.

В.Е. Ашенбреннер, гендиректор «Славутича», видно, порядком вымотался этой осенью. За двадцать лет работы на земле он такой уборки не помнит – чтобы лило каждый день. Комбайнам тяжело по мокроте хлеб брать, грузовики нынче и вовсе простаивают – по такой скользи да слякоти в поля пробиваются только тяжелые «Кировцы». Зерно вывозят тракторами – говорят, что-то похожее в 1992-м было, но тогда октябрь дарил редкие сухие «окошки». Нынче же синоптики констатируют: в сентябре было не больше 7-8 погожих дней, до двадцатых чисел октября – ни одного.

Выгоднее, чем на элеваторе

Год для крестьян выдался трудный, денег, конечно, свободных нет, и с кредитами плохо – не дают их банки почти. Однако зерносушилку Ашенбреннер взял. Без малого четыре миллиона рублей стоит агрегат, но без этих трат никак нынешней осенью не обойтись.

– Сушилки в нашем хозяйстве не было, а задумка купить – была, – рассказывает Владимир Егорович. – В прошлом году такой агрегат стоит два с половиной миллиона, теперь – уже три восемьсот. Сегодня стало понятно – без своей сушилки хозяйству никак. Договорились с одной компанией, внесли предоплату, остальное – после уборки урожая, в рассрочку. Зерно молотим сырое, с влажностью до 25%. А чтобы нормально хранилось, надо бы 14.

Итальянская машина трудится без устали – за три часа снижает влажность до искомых 14%. За раз вмещает партию размером в 18 тонн.

Ашенбреннер делится подсчетами: пропускаемое через сушилку зерно прибавляет к себестоимости примерно 30 рублей на килограмм. Выходит заметно дешевле, чем на элеваторе. Если на элеватор привозить влажное зерно, то тонна снижается в стоимости примерно на тысячу рублей. А при использовании сушилки, даже с учетом расходов на горючее, зарплату рабочих и прочее, удорожание составляет от 300 до 500 рублей на тонну.

Год на год не приходится

В Романовском районе современная зерносушильная установка пока что в редкость – лишь три хозяйства имеют оборудование, способное уменьшать влажность зерна. Однако, по мнению В.В. Казанина, сегодня крестьянам надо крепко задуматься о приобретении сушилок.

– Показатели рентабельности включают в себя производство, затраты и цену реализации полученной продукции. Аграрии могут влиять на два первых момента, – поясняет Владимир Васильевич. – Сегодня цена на зерно сложилась на уровне семи тысяч рублей за тонну, по нынешнему году не самая великая цена. В хозяйстве «Славутич» считают деньги, но даже в этой непростой ситуации здесь приобрели сушилку. В последние годы в сельском хозяйстве происходит укрепление материально-технической базы, сегодня сельхозпредприятиям нужны сушильные комплексы.

В крае – 9 тыс. комбайнов, средняя нагрузка на каждый – 410 гектаров. При хорошей погоде это нормально. Край полностью убрал горох, озимые культуры, практически завершил уборку ячменя и овса. На 23 октября оставалось убрать около 500 тыс. гектаров. И тут мы застряли. Хотя никто не сидит, не ждет погоды. Все работают. Условия тяжелейшие. Хлеб от комбайнов везут тракторами. Техника, если требуется, перебрасывает на помощь хозяйствам.

Есть в сложившейся ситуации и положительный момент – на будущий год сформированы большие запасы влаги в почве. На будущих агрономических конференциях это будет учитываться.

Сегодня основная задача – засыпать семена, а также сформировать структуру посевных площадей на будущий сезон. Об этом надо задумываться осенью, а не весной, – резюмирует В.В. Казанин.

На счету каждый миг

Микроавтобус с журналистами так и не смог пробиться на фермерскую базу. Коллеги с камерами и фотоаппаратами перелезали в местный «УАЗик», чтобы проехать какие-то сто метров до сушилки – пешком без резиновых сапог никак не пробраться!

В поля, понятно, наш микроавтобус никто и не погнал – вытаскивай потом из хляби. Пресса рассредоточилась по внедорожникам, мне повезло попасть в «Ниву» Василия Дунаева, того самого фермера, который предлагал нам лужу на память запечатлеть. С нами в невероятно грязной машине едет и Василий Кальней, директор некоммерческого партнерства ООО «Родник», и руководитель романовской фермерской ассоциации. Пока Дунаев лихо крутит руль, изредка включает дворники и очищает от густой грязи лобовое стекло, Кальней сообщает, что в районе 39 фермерских хозяйств, которые на 23 октября обмолотили 75% зерна. Есть и такие, вроде Дунаева, кто управился с уборкой до дождей. Дунаев поясняет:

– Мы все убрали по сухому. Влажность зерна была 12%. Так вышло: рано посеяли, в августе свалили, убрали раздельно. Ладно, мы успели, а тем, кто ушел в дожди, каково? На одной горючке удорожание процентов на тридцать произошло! Видите, даже «Нива» проваливается в поле, что говорить про «Кировцы»?

Но тоскливых нот в разговорах не слышу. Не время киснуть и ныть. Каждый миг на счету. Оптимизма безраздельного, правда, тоже не наблюдаю – да и с чего бы?.. Нормальное деловое настроение. Пока главное – завершить сезонные работы.

P.S. Они так ждали окончания дождей, так радовались, когда перестало лить.

А на днях в крае выпал снег…

Фото: Владимир Ашенбреннер

Мария Чугунова, «Алтайская нива»