«ЕДИНАЯ РОССИЯ»: ПЛАТА ЗА ВХОД НА ПРИЛАВОК – КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

В Москве состоялось заседание Патриотической платформы партии «Единая Россия»на тему «Россия в современных условиях конкуренции». Участники заседания обсуждали запрет для торговых сетей и поставщиков взимать плату за изменение ассортимента товаров, снижение максимального предела вознаграждение с 10% до 3% на дополнительные выплаты за услуги по продвижению товаров, а также совершенствование административной ответственности за нарушение закона о торговле. Соответствующие поправки предлагается внести в закон «О торговле». Их в ходе заседания поддержали производители продуктов питания, отраслевые союзы, некоммерческая организация «Опора России» и представители Общественной палаты, присутствовавшие на заседании.

Открывая встречу, координатор Патриотической платформы «Единой России», председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила, что необходимо создать дополнительные условия для присутствия российских товаров на рынке. «Так, нужно снизить сроки оплаты для ритейлеров. Если срок годности товаров менее 10 дней – до трех, от 10 до 30 дней – до 10 дней, свыше 30 дней – до 15 дней», – сказала она.

Не первый раз эксперты акцентируют внимание на негативных эффектах складывающейся внутрикорпоративной практики. В искусственно создаваемых ритейлом дискриминационных условиях отечественные поставщики несут серьезные убытки. Места на полках доступны только по правилам неафишируемой аукционной борьбы. И даже переход России на курс интенсивного импортозамещения не смог изжить этот сверхвыгодный для ритейла обычай.

В последнее время регулярно слышны разговоры о сдерживании роста цен. Власти побуждают производителей, переработчиков и ритейл строить отношения в согласии с корпоративной культурой и ответственностью. Только вот природа бизнеса в основном такова, что «не до дружка, до своего бы брюшка».

«Никуда не девшиеся бонусные фильтры сетей – удобный механизм спекуляций. Он бьет по самым больным местам: истощенному АПК и социально уязвимым категориям населения. Страна с надеждой смотрит на своих аграриев и переработчиков, направляет в АПК немалые суммы поддержки. Так почему же собственного российского сырья и готовой продукции все равно не хватает и стоит все это так дорого? – возмущен член Комитета Госдумы по аграрным вопросам, председатель совета Молочного союза России Аркадий Пономарев. – Скажите, много ли за последнее время появилось пекарен или молочных заводов, растениеводческих комплексов или ферм?.. И посмотрите на ритейл – рекордсмена по вводу новых торговых площадей… Тут и ответ. Российский продукт попадёт на полки только с реверсом субсидий производителей в карман сетей. И пока сохраняется такой порядок вещей, пока существует право сильного на «оброк», никакого устойчивого продовольственного развития у нас не произойдет».

Яркой иллюстрацией к сказанному стал пример Ирины Яровой: «На сегодняшний день совокупная выручка ритейла в России составляет 1 трлн 770 млрд, а выручка производителей товаров – 473 млрд рублей. Получается, те, кто несет наибольшие риски и кормит страну, за свой труд получают значительно меньше, чем те, которым всего лишь доверено продать этот товар».

«Совершенно непонятно, почему именно поставщики уплачивают бонусы торговым сетям, а не наоборот? – удивлен Аркадий Пономарев. – Время давно требует радикальных решений. Для меня очевидна уголовная природа поборнической практики ритейла. Применяемая сегодня административная ответственность – безнадежно выхолощенное по этому вопросу решение. Только тогда, когда суд начнет квалифицировать «добровольно-принудительные» маркетинговые и прочие поборы сетей как «коммерческий подкуп», общая ситуация начнет заметно меняться».

Зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский согласен с тем, что поставщики не должны навязывать дополнительные выплаты за услуги по продвижению товаров. «Торговые сети говорят, что повышают эффективность продаж, но на самом деле это завуалированная форма взимания денег. Все это является необлагаемым доходом торговых сетей, который убивает конкурентоспособность российского товара, который не пользуется такими услугами», – считает парламентарий.

«Все виды подобных договоров должны рассматриваться как навязывание дискриминационных услуг», – подчеркнул В. Звагельский, добавив, что торговые сети должны перестать дискриминировать российских товаропроизводителей.

Исполнительный директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов рассказал, что в регионах торговые сети ведут совсем иную политику, чем Москве и Санкт-Петербурге. «Доля российских производителей в регионах всегда была на уровне 70% и выше по разным категориям», – заметил он.

По его словам, региональные розничные сети воспринимают интеграцию с российскими производителями как свое конкурентное преимущество. «На рынке розничной торговли очень серьезная конкуренция. Идет борьба за поставщика. Мы часто испытываем нехватку продукции», – рассказал Кузнецов, сообщив, что уровень наценки в региональных розничных сетях составляет порядка 17%.

По материалам сайтов patriotplatform.ru и Agroinfo.ru