ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: НАСКОЛЬКО ГОТОВЫ ФЕРМЕРЫ?

И.И. Пиреев, председатель Некоммерческого партнерства крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и личных подсобных хозяйств Новгородской области «Вече», глава фермерского хозяйства (Новгородский район), глава СПК «Новгородский фермер»:

Указ Президента об ограничении импорта из стран, которые ввели санкции против нашей страны, воспринята фермерским сообществом с радостью и надеждой на изменения к лучшему – в плане реализации выращенной продукции, роста продаж, повышения интереса к плодам наших трудов со стороны государства и потребителя.

И я разделяю эти чувства. Но также я ощущаю большую ответственность, которая теперь ложится на всех нас: ответственность за реальную продовольственную независимость страны. За качество и безопасность нашей продукции. За ее современный товарный вид. За своевременную доставку нашей продукции в магазины.

Должен сказать прямо: несмотря эйфорию, царящую сейчас в фермерском сообществе, на победные реляции и шапкозакидательские обязательства, мы к такому повороту событий оказались не готовы. И большинству предприятий малого и среднего сельского бизнеса будет непросто с честью ответить на вызов времени.

Сейчас, на мой взгляд, главный вопрос – обновление автопарка. А как иначе мы доставим до перерабатывающих мощностей, складов, магазинов продукцию, объем которой надо очень быстро увеличить в разы? При хроническом дефиците денег у крестьянства поднять сельский автопарк до современного уровня можно не менее чем при 30–35-процентном субсидировании закупок новой автотехники. Причем это должны быть реальные дотации, которые не будут сопровождаться аналогичным ростом цен на автотранспорт.

Надо срочно строить новые отношения с торговыми сетями. При этом надо опираться на законодательное закрепление за местным производителем не 30% торговых площадей, на чем еще недавно мы настаивали, а не менее 50, а лучше 70–80%. Причем в федеральных сетях это должна быть продукция именно местного, регионального производителя, а не просто абстрактного «российского».

Бонусам должен придти конец, и это тоже надо законодательно закрепить. Бонусы и разные выплаты по рекламе и маркетингу ежемесячно составляют от 7 до 15% от суммы поставленной продукции. Их платит производитель непонятно за что. Это узаконенный вид взятки. От них никто не выигрывает, наоборот, производитель и потребитель теряют деньги.

Прямая работа с сетями потребует совершенно других требований к фермерской продукции: нужна сортировка, доставка, переработка. Нужны сертификаты, штрихкоды, красивая, надежная, безопасная упаковка и многое другое.

Все это умеют делать зарубежные поставщики. А мы?

И снова приходится признать: далеко не каждый из нас сможет и захочет все это делать. Значит, нужна кооперация, о которой мы так долго и много говорили. И все вроде бы согласны, что надо создавать кооперативы, но на них никогда у крестьянина не хватало денег, а государство многие годы демонстрировало стойкое равнодушие к современному сельскому кооперативному движению.

Кооперативное движение у нас держится исключительно на энтузиастах.

Мы в Новгородской области, наряду со строительством трех логистических центров, создали два потребительских перерабатывающих кооператива, тем самым получив возможность работать с торговыми федеральными сетями, госучреждениями, рынками, и смогли в разы увеличить объем продаж (мы писали об этом здесь и здесь. – Ред.). Мы доказали себе и другим, что кооперативные объединения являются альтернативой крупным монополистическим предприятиям.

Правительству России необходимо срочно разработать и принять федеральную программу по поддержке и развитию кооперации в РФ, как было заявлено на I съезде сельских кооперативов в Санкт-Петербурге в 2013 году, и выделить не менее 10 млрд рублей на ее развитие.

Понимание того, что реального импортозамещения без кооперации не будет, нужно и на региональном уровне.

В Новгородской области оборудование наших кооперативных логистических центров субсидируется на 50% из областного бюджета. Есть поддержка и организационная, и административная. Но такой подход, я знаю, скорее исключение, чем правило. Значит, программа кооперирования фермерского сектора должна быть общероссийской, софинансируемой регионами под контролем федерального центра.

И последнее. Сейчас у нас есть реальный шанс занять достойное место на потребительском рынке. Очень важно, чтобы при этом не было настроений «погреть руки» на этом, взвинчивая цены. Мы должны гарантировать, что сельскохозяйственная продукция будет продаваться по справедливой стоимости и роста потребительских цен не будет. Иного нам не простит ни народ, ни история.